Адаптация в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:28, реферат

Описание

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Работа состоит из  1 файл

психология труда.docx

— 29.86 Кб (Скачать документ)

          Не все  люди  в  одинаковой  степени  способны  освоить   ту  или  иную профессию  —   одни   очень   быстро   овладевают   навыками   и   достигают профессионального совершенства, у других  на  это  уходят  годы.  Нередко  в процессе затянувшегося обучения теряется интерес  к  избранной  профессии  и человек меняет свой вид  деятельности.  Назначение  профотбора  —  уменьшить потери  из-за  неудовлетворенности  выбранной  профессией  и  отсутствия   у работника необходимых способностей и наклонностей.

          Профотбор осуществляется в два  этапа:

          На первом этапе на основе  материалов наблюдения, опросов,  тестирования рабочих  процессов,   бесед   с   руководителями,   ведущими   специалистами составляется профессиограмма. Профессиограмма — это всестороннее  описание профессии,  дающее  представление  о  том,  что  и  как  должно  выполняться рабочим,  специалистом,   при   помощи   каких   орудий   труда,   в   каких производственно-технических условиях. В нее  входят  и  требования,  которым должен отвечать исполнитель.

          Профессиограмма включает: производственно-техническую,  экономическую, гигиеническую,      медицинскую,      социальную,      педагогическую      и психофизиологическую характеристики.

          На втором этапе изучают   природные  данные,  наклонности,  социальные, психологические и физиологические  проявления  поступающего  на  предприятие молодого человека.  И  на  их  основе  составляют  карту  личности,  которая характеризует  человека  в  социальном   аспекте   (сознательность,   мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта  кругозора, удовлетворенность производственной  деятельностью),  психологическом  (черты характера, особенности внимания  и  памяти,  быстрота  и  производительность умственных  процессов,  эмоциональные  особенности,   проявление   воли)   и физиологическом (тип высшей нервной  деятельности,  особенности  организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности  используют обычно два  основных  методов:  систему  тестов  (набор  задач,  в  процессе решения которых определяются  психофизиологические  особенности  и  качества человека — внимание, темперамент и т.д.) и личную беседу  с  поступающим  на работу, анкетирование.

          При  составлении  необходимых  (профессиограмма)  и наличных   (карта личности) качеств выявляется профпритодность. Практика свидетельствует,  что большинство молодых людей определяют свой жизненный путь самостоятельно  под влиянием  обстоятельств,   не   имеющих   ничего   общего   с   сознательной профессиональной ориентацией. В  результате  у  них  часто  возникают  общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его условиям и содержанию,  частое желание сменить  место  работы  и  т.д.  Для  проведения  профориентационной работы необходимы специально оформленные кабинеты, наглядные  информационные материалы,  специально  подготовленные  люди.  Она  должна   проводиться   в различных формах: экскурсии, уроки, лекции, беседы, конкурсы рабочих мест  и профессий, встреча с разными людьми и тд.  На  предприятиях  и организациях должна осуществляться система должностного и  профессионального  продвижения в  зависимости  от  учебы  работника,  стажа   его   работы,   приобретаемых профессиональных навыков, инициативности и заинтересованности в  результатах качественного труда и т.д.

          Карьера — это индивидуально  осознанные позиция и поведение,  связанные с трудовым опытом и  деятельностью  на  протяжении  рабочей  жизни  человека (последовательность  занимаемых  должностей,  различных мест,  положений в трудовой  организации).  Различают  два  вида  карьеры:  профессиональную  и внутриорганизационную.

          Профессиональная карьера характеризуется  тем, что конкретный  работник в процессе своей профессиональной  деятельности  проходит  различные  стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост,  поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход  на  пенсию.  Эти  стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

          Внутриорганизационная карьера  охватывает последовательную смену  стадий развития работника в  рамках  одной  организации.  Она  реализуется  в  трех основных направлениях:

     вертикальное  направление карьеры — это  подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

     горизонтальное  —  перемещение   в   другую   функциональную   область деятельности, либо выполнение  определенной  служебной  роли  наступени,  не имеющей  жестко  формального   закрепления   в   организационной   структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы  итд.).  К горизонтальной карьере можно также отнести расширение или  усложнение  задач на прежней ступени с дополнительным вознаграждением;

     центростремительное направление  наименее  очевидно,  хотя  во  многих случаях является весьма  привлекательным  для  работников.  Это  движение  к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные  для него  раньше  встречи,  совещания  как  формального,  так  и   неформального характера, доверительное обращение и т.д.

          Главной задачей планирования  и реализации карьеры является  обеспечение взаимодействия  двух  карьер:  профессиональной   и   внутриорганизационной.

     Работник  должен четко знать не только свои перспективы  на  краткосрочный  и долгосрочный период, но и то, каких показателей он  должен  добиться,  чтобы рассчитывать на продвижение по службе. На  разных  этапах  карьеры  работник удовлетворяет различные потребности.

          Предварительный  этап  включает  учебу  в  школе,  среднее   и   высшее образование и длится до 25  лет.  За  этот  период  человек  может  сменить. несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего  его потребности отвечающего его возможностям. Если такой  вид  находится  сразу, начинается  процесс  самоутверждения  как  личности,  человек  заботится   о безопасности существования.

          Этап становления длится примерно 5 лет (от  25  до  30  лет).  В  этот период  работник  осваивает  выбранную  профессию,  приобретает  необходимые навыки,  формируется  его   квалификация,   происходит   самоутверждение   и появляется потребность установления независимости. Обычно  в  этом  возрасте создаются  и  формируются  семьи,   поэтому   возникает   желание   получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

          Этап продвижения обычно длится  от 30 до 40 лет. .В  этот  период  идет процесс роста квалификации, продвижения  по  службе.  Происходит  накопление практического  опыта,  навыков,  растет   потребность   в   самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще  большей  независимости,  начинается самовыражение как личности./В этот период гораздо меньше уделяется  внимания удовлетворению потребности в безопасности,  усилия  работника  сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

          Этап сохранения характеризуется  действиями по закреплению   достигнутых результатов  и  длится  от  40   до   55   лет.   Наступает   период   (пик) совершенствования  квалификации  и  происходит  ее  повышение  в  результате активной  деятельности  и  специального  обучения,  работник   заинтересован создать собственную «школу», передать  свои  знания  молодежи,  этот  период характеризуется творчеством, здесь может  быть  подъем  на  новые  служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражение.  Появляется заслуженное  уважение  к  себе  и  окружающим,  достигшим  своего  положения честным трудом, собственными усилиями. Хотя многие потребности  работника  в этот  период  удовлетворены,  его  продолжает  интересовать  уровень  оплаты труда,  но  появляется  все  больший  интерес  к  другим  источникам  дохода (например,  участие в прибылях,  капитале   других   организаций,   акции, облигации и т.д.).

          Этап завершения длится от 55 до 65 лет. Здесь человек начинает  всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В это время идут активные  поиски достойной смены и обучение  кандидата  на  освобождающуюся  должность.  Хотя этот период характеризуется  кризисом  карьеры,  и  такие  люди  все  меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического  и физиологического дискомфорта, самовыражение  и  уважение  к  себе  и  другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период  карьеры.  Они заинтересованы в сохранении уровня  оплаты  труда,  но  стремятся  увеличить другие источники дохода, которые заменили  бы  им  заработную  плату  данной организации при уходе на пенсию и были бы  хорошей  добавкой  к  пенсионному пособию.

          Пенсионный этап. Карьера  в   данной  организации  (виде  деятельности) завершена.  Появляется  возможность  для  самовыражения   в   других   видах деятельности,  которые  были  недоступны  в   период   работы   в   трудовой организации или являлись просто хобби. Стабилизируется  уважение  к  себе  и собратьям-пенсионерам. Но финансовое положение и состояние  здоровья  в  эти годы могут  сделать  постоянной  заботу  о  других  источниках  дохода  и  о здоровье.

          С целью, управления карьерой  и  наведения  порядка   на  этом  участке работы на предприятии (в трудовом коллективе) на каждого вновь  поступающего работника  заводится  специальная  карта   адаптации   и   профессионального продвижения.  Карта  является  своего   рода   регистрационным   документом, отражающим   ход   трудовой   адаптации   новичков.   В    ней    приводятся демографические характеристики работающего, данные о составе  семьи,  мотивы поступления на предприятие, мотивы выбора профессии, его  трудовой  путь  до поступления на предприятие,  пожелания  работника  в  отношении  дальнейшего повышения или  изменения  квалификации,  профессии,  пожелания  в  отношении увеличения заработка и  т.д.  При  очередном  переобучении,  переподготовке, приобретении  устойчивых  профессиональных  навыков   работники   поощряются перемещением по служебной  лестнице,  увеличением  заработка  и  т.д.  Таким образом, карта помогает  прослеживать  профессиональные  и  квалификационные изменения работника, в определенной  степени  управлять  этим  процессом,  а этапы карьеры могут быть своего рода ориентиром при ее планировании. 

Информация о работе Адаптация в трудовом коллективе