Ян Амос Коменский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.

Работа состоит из  1 файл

Контр. раб..doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Свои  научные разработки по педагогике Коменский относил не только к воспитанию детей, но и взрослых. В книге "Материнская школа" он изложил свои взгляды на семейное воспитание.

     «Материнская  школа» — одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию. 
Создавая это произведение, великий чешский педагог руководствовался высокими идейными соображениями. Он подошёл к вопросам преддошкольного и и дошкольного воспитания не только, как бесстрастный учёный, мыслитель, а как гражданин, преданный своей родине, и как моралист, глубоко скорбевший о всех пороках своего времени, мешавших не только его родине, но и всему культурному человечеству идти к благополучию и счастью. 
Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. 
       Цель материнской школы Коменский видел в развитии и  упражнении  преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими  их предметами и распознавать их.

         Основные характерные черты этой  школы  Коменский  описывает   следующим образом: “В первые же годы дерево тотчас  же  выпускает  из  своего  ствола  все главные ветви, которые оно будет иметь и которым  в  последствии  приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы  не  хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть  преподано ему в этой первой школе”. Далее  Коменский  приводит  список  предметов  (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.

    • “Метафизика в общих чертах первоначально  усваивается  здесь,  так  как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая,  что  все,  что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это  существует,  но  не  различая, что это такое в частности,  и  лишь  потом  постепенно  в  этом  разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто,  есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т.   п.,  что  в  общем  и является основой метафизики.
    • В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь,  дождь,  снег,  камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
    • Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и  различия  основных  цветов:  белого,  черного, красного и пр.
    • Начала  истории  состоят  в  том,  чтобы  ребенок  мог   припомнить   и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином  деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
    • Корни арифметики закладываются благодаря тому,  что  ребенок  понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до  десяти,  и  сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица,  прибавленная  к  трем, дает четыре и пр.
    • А  также  начала  геометрии,   статики,   грамматики,   диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о  нравственности и пр.

         Итак, на семью возлагается   колоссальная  ответственность   за  развитие ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном  возрасте”.

  Вывод:           

 Коменский  был  основоположником  педагогики  нового  времени.  В   его теоретических трудах по вопросам обучения и  воспитания  детей   рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.     Отличительной чертой  педагогических воззрений Коменского было то,  что он  рассмат-ривал  воспитание  в  качестве  одной  из  важнейших  предпосылок установления  справедливых  и  дружественных  отношений   между   людьми   и народами.   Также   во   всем   учении   Коменского    прослеживается    его гуманистический  подход  к  человеку,   к   образованию. Таким образом,  прогрессивные идеи Яна Коменского были развиты в трудах многих педагогов Европы. Ян Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. 
 
 
 
 

                                       использованная литература

          1. Коменский Я.  А.  Избранные педагогические  сочинения.  Т.2.  -М.: Педагогика 1995.

         2.  Константинов  Н.  А.,  Медынский Е.  Н.,  Шабаева М.  Ф.  История   педагогики . - М.: Просвещение, 1982.

         3. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970

         4. Нипков К.Э.    Ян Коменский сегодня. -  СПб.: Глаголь,  1995

         5. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.  -  М.: Просвещение, 1981.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ян Амос Коменский