Я.А. Коменский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:47, реферат

Описание

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Содержание

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 6
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 10
Структура и содержание «Великой дидактики». 10
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. 13
Я.А. Коменский о разных ступенях образования
и устройстве школ. 14
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. 15
Коменский о работе учителя. 17
Содержание, формы и методы
нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. 19
Литература 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат А.Я.Коменский.docx

— 51.33 Кб (Скачать документ)

Роль  образования в  гармоничном развитии человека и совершенствовании  общества.

 

  В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе прежде всего государства.

  "Если  ты присмотришься к порядку,  господствующему в общественных  и частных делах у хорошо  образованного народа, там все  идет как часы... У варваров  же все похоже на рзавязанный сноп или песок без цемента" - писал Коменский в трактате "О развити природных дарований". [7, с. 182]

  Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек "без воспитания становится не чем иным, как только зверем" [1, с. 283]. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.

  В школах нужно стремиться к тому, чтобы:

  1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.
  2. Совершенствовались языки.
  3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями. [1, с. 295]

  Коменский неоднократно пытается определить так  называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное  христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

  В этом смысле деятельность школ, построенных по формуле Коменского выдерживает пока испытание временем. Они отвечали требованиям складывающейся социальной системы индустриального общества. Если постиндустриальное общество станет реалией времени, то оно может потребовать и изменения системы школьного образования. Но новые системы образования, приспособленные к обстановке меняющегося мира, пока еще не вышли за рамки эксперимента.

 

Я.А. Коменский о разных ступенях образования  
и устройстве школ.

  Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.

  "детство  - от рождения до 6 лет включительно,

  отрочество - от 6 до 12 лет,

  юность - от 12 до 18 лет,

  возмужалость - от 18 до 24 лет". [6, с. 32]

  Основываясь на многолетнем опыте педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую системуединого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же "тупикового" образования.

  "Для  детей до 6 лет включительно он  предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия." [6, с. 32]

  Целесообразность  данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его "глубины и высоты". Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

  Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской  школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых  развиваются в ребенке - это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они  вырабатываются в ходе каждодневного  общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего  обихода, их употреблением, учиться  самостоятельно ухаживать за собой. "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям". [6, с. 32]

  Школа родного языка, по Коменскому, предназначена  для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

  Гимназия, как дающая более продвинутое  образование изучает уже и  иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

  Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к  изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских  наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33]

  Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так  как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

 

Основные  категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

 

  В "Великой дидактике" как и  в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом..." [1, с. 245]

  "Коменский  был новатором в области дидактики,  выдвинувшем много глубоких, прогрессивных  дидактических идей, принципов и  правил организации учебной работы (учебный год. Каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д." [6, с. 39]

  Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты  и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод  применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые  в истории человечеств Коменский  свел воедино все эти педагогические методы.

  Со  времени Аристотеля среди философов  было популярно говорить о природе  человека, его сущности. Коменский  дает новое понимание природы  человека. "Под природой здесь  мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и  основное наше состояние, в которое  нужно еще призвать нас, как к  первоначалу". [1, с. 271]

  Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273]

  Таким образом, в отличие от многих религиозных  людей до него и после него, Коменский  признает в жажде человека к знаниям  божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды  Коменский выдвигает образование  человека.

  Будучи  сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33]

  Подтверждением  внимания Коменского к принципу наглядности  является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных  вещей в картинках, или Изображение  и наименование всех главнейших предметов  в мире и действий в жизни".

  Обратим внимание на следующий диалог из этой книги:

  "М  а л ь ч и к. Что значит учиться уму-разуму?

  У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с. 234]

  Этот  диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

  Следующим главным принципом работы школы  по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34]

  Материал  следует располагать так, чтобы  каждый новый материал органично  следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский  применяет метод последовательности.

  Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материалапрочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя.

 

  В педагогике Коменского видно место  уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя  был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население  относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет  в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые  он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

  Одновременно  учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в  этой связи учителю Коменского легче  быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов  Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

  Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

  "Тщетно  стремиться к улучшению методов,  если не удастся изгнать из  школ косность..." [7, с. 189]

  "... Учителя должны заботиться о  том, чтобы быть для учеников  в пище и одежде образцом  простоты, в деятельности - примером  бодрости и трудолюбия, в поведении  - скромности и благонравия, в  речах - искусства разговора и  молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155]

Информация о работе Я.А. Коменский