Взаимосвязь школы и родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь школы и родителей.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Актуальность  темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

     Основа  любого взаимодействия - реализация потребностей его участников. Очевидно, что производство, общественно-политические институты весьма далеки от проблем свободного развития личности человека, тогда как основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности и социализации ребенка объективно совпадают. Другое дело, что сложности и противоречия реальной жизни, а также сложившиеся традиции, как правило, разводят эти важнейшие для становления личности ребенка социальные институты по разные стороны от него. Именно поэтому актуальными оказываются обобщение, анализ особенностей и дальнейшее моделирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

     Из  всего выше изложенного можно  сказать, что тема данной курсовой работы является актуальной.

     Объектом данной работы является процесс взаимодействия родителей и школы.

     Предмет курсовой работы – особенности социально - педагогического моделирования взаимодействия родителей и школы в процессе социализации ребенка.

     Цель  исследования: определить теоретическое  основание и разработать модель взаимодействия родителей и школы в процессе воспитания и социализации ребенка.

     Из  цели данной курсовой работы вытекают следующие задачи:

    1. Определить теоретические основы взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания и социализации ребенка
    2. Изучить состояние и возможности взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка
    3. Разработать модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка

     В данной курсовой работе использовались такие методы, как анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического  опыта, метод моделирования.

     Данная курсовая работа опирается на научно-практические разработки А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, А.П. Ситника, С.П. Шевырева, В.А Караковского. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания

 

     На  сегодняшний день социальная педагогика рассматривает семью, как  первостепенную социальную среду, осуществляющую базисную социализацию детей благодаря усилению всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него — социализация), регулятивной, фелицитологической (ощущение счастья в семье), которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. /13, с 15/.

     В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она  является той средой, в которой  происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается  будущий член общества.

     В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного  здоровья. Именно в семье формируются  такие жизненно важные качества, как  любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества.

     В качестве субъектов выступают и  макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка; старшие братья и сестры; другие члены семьи; сама семья как коллектив)./19 с 10/.

     Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и  охраны прав семьи.

     Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами  структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. /11 c 23/

     В этой социализирующей семейной среде  есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно.

     Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

     Содержательные  различия семейного воспитания зависят  от культуры, быта, рода профессиональных занятий членов семьи и др. В  технологии семейного воспитания можно  выделить общие, особенные и единичные  составляющие. Общие элементы присущи  всем явлениям и процессам семейного воспитания, особенные представляют собой вариации на уровне типологии, а единичные присущи отдельно взятой семье. (Приложение А)

     Еще один институт социализации ребенка  на первых этапах – это школа. Современная  школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения. /12 с 52/

     Мастерство  педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается личностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко. /14 с 105/

     Целевые ориентации

     Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально-воспитательные цели; 3) цели как планируемые результаты развития личности школьника

     Цели  высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах

    1) формирование  физически здоровой, духовно-богатой,

     высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

    2) воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам

     человека, ответственности перед собой и обществом;

    3) формирование  целостного научного мировоззрения, экологической

     культуры, создание предпосылок для вхождения  в открытое информационно-образовательное пространство;

    4) разностороннее  развитие детей, их познавательных интересов

       творческих способностей, общеучебных  умений, навыков самообразования,  создание условий для самореализации  личности.

     Второе  место в целях воспитания отводится  ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

     Третий  уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

    1) включение  учащихся в различного рода  творческую деятельность с

 использованием  форм;

    2) формирование  доминанты саморазвития и самосовершенствования

 личности;  развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;

    3) приобщение  детей к сохранению природы и исторических

 памятников; к традициям и народным ремёслам;

    4) включение  школьников в современные формы хозяйствования

 (участие в создании технических и коммерческих программ);

    5) организация  культурно-досуговой деятельности в среде и др.

     Цели  воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определённая комбинация вышеперечисленных  целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

    1) научить  учиться; 

    2) научить  жить;

    3) научить  жить вместе;

    4) научить  работать и зарабатывать./21 с 50/

     Концептуальные  основы школьного  воспитания

     Понятие «воспитание» признаётся важнейшей  составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

     Единой  для всех школ концепции воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и определённое учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

     Школа располагает квалифицированными кадрами  педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания./21 с 167/

     Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия

       Для успеха дела при использовании  разных форм работы с детьми  педагог должен представлять  их скрытые возможности и на  основе этого наиболее оптимально  их организовывать. Следует помнить,  что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности. /2 с 246/.

Информация о работе Взаимосвязь школы и родителей