Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3.
1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………………………..4.
2. Дифференцированный подход к работе с родителями………………………………….5.
3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада
с родителями………………………………………………………………………………….7.
4. Формы и методы работы с родителями………………………………………………….9.
а) Наглядная пропаганда…………………………………………………………..11.
б) Родительские собрания…………………………………………………………13.
в) Деловые игры……………………………………………………………………14.
г) Вечера вопросов и ответов……………………………………………………..15.
д) Встречи за “круглым столом”…………………………………………………..15.
Заключение…………………………………………………………………………………..16.
Список литературы………………………………………………………………………….18.
Приложение А……………………………………………………………………………….19.
Приложение Б……………………………………………………………………………….22.
Приложение В……………………………………………………………………………….23.
Приложение Г……………………………………………………………………………….24.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки

Республики Казахстан

 

Рудненский Социально-гуманитарный

колледж им. И. Алтынсарина

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по педагогике

 

Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях.

 

 

 

Выполнила:                                                       

учащаяся группы ЗПНК – 31             

Новак Наталья             

Проверила:                                                       

преподаватель педагогики                           

Колесникова Г.А.             

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рудный, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3.

1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ……………………………………………..4.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями………………………………….5.

3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада

с родителями………………………………………………………………………………….7.

4. Формы и методы работы с родителями………………………………………………….9.

а)    Наглядная пропаганда…………………………………………………………..11.

б)    Родительские собрания…………………………………………………………13.

в)    Деловые игры……………………………………………………………………14.

г)    Вечера вопросов и ответов……………………………………………………..15.

д)    Встречи за “круглым столом”…………………………………………………..15.

Заключение…………………………………………………………………………………..16.

Список литературы………………………………………………………………………….18.

Приложение А……………………………………………………………………………….19.

Приложение Б……………………………………………………………………………….22.

Приложение В……………………………………………………………………………….23.

Приложение Г……………………………………………………………………………….24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ.

 

Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей, оно должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами (если оно предусмотрены в системе ДОУ), методистом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дифференцированный подход к работе с родителями.

 

Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

  - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

  - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

  - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

  - взаимосвязь разных форм работы с родителями;

  - одновременное влияние на родителей и детей;

  - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

После изучения семей необходимо составление “социального паспорта” (приложение А) с целью корректировки педагогического воздействия.

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Анкетирование воспитателей;

3. Тестирование родителей;

4. Индивидуальные беседы с родителями;

5. Индивидуальные беседы с детьми;

6. Посещение семьи ребенка;

7. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.

8. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.

Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить анкету (приложение Б).

С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты (приложение В).

По результатам диагностики для выявления категорий родителей можно выделить следующие типы:

1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка  не является жизненно важной проблемой.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). К последним можно отнести следующие:

- семьи с детьми-инвалидами;

- многодетные семьи;

- опекунские семьи;

- неполные семьи;

- малообеспеченые семьи;

- неблагополучные семьи.

В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

Но, как уже было отмечено, эффективное просвещение родителей не может вестись без активного участия воспитателей, методистов, социальных педагогов. И есть необходимость более подробно коснуться деятельности воспитателей и социальных педагогов в работе с родителями.

 

 

3. Направления работы воспитателей и социальных педагогов детского сада

    с родителями.

 

Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

1).Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы;

2).Наличие категории родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.

Проблема

Причины возникновения проблемы

Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы

 

-   Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства.

-   Отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.

-   Неравные права ДОУ и семьи.

-   Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и  родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях)

Наличие категории родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества (не отзываются и игнорируют приглашения)

-   Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ.

-   Потребительский взгляд родителей на ДОУ (“Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь”).

-   Потребительский взгляд педагогов (“Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, знаем, что делать”)

Информация о работе Взаимосотрудничество педагогов и родителей в дошкольных учреждениях