Введение в педагогическую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Описание

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность.

Работа состоит из  1 файл

лала доклад2.docx

— 41.15 Кб (Скачать документ)

Педагог должен способствовать становлению, преобразованию личности и в то же время управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования.

Сущность педагогической деятельности заключается в следующем:

-производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.;

-передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях;

-распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей;

-воспитании учащихся, формировании и развитии их личности.

Все эти составляющие педагогической деятельности одинаково важны и выступают в динамической взаимосвязи. Основное содержание педагогической профессии составляют как специальные, предметные знания, так и взаимоотношения с людьми. Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной, предметной и человеко-ведческой, психолого-педагогической.

За педагогической деятельностью  исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и развивающая.

Адаптивная функция связана  с приспособлением учащегося, воспитанника к требованиям будущей социально-культурной ситуации, жизни, деятельности, а развивающая — с развитием его личности, индивидуальности.

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии обусловлен ее направленностью  на воспитание человека, формирование и развитие его как личности, освоение им достижений человечества и тем самым обеспечение продолжения рода человеческого, непрерывной преемственности поколений. Коллективный характер педагогической деятельности предполагает то, что на обучающегося воздействует не только каждый отдельный педагог, но и весь педагогический коллектив учебного заведения, а также семья и другие источники группового, коллективного воздействия.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Вот почему творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью.

Творческий потенциал  личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения способен найти новые, оригинальные способы ее решения.

В научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Деятельность педагога трудна, уникальна и неповторима. Она представляет собой систему и последовательность педагогически целесообразных действий, состоящих в том, чтобы педагогические задачи были решены в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Каждому виду профессиональной деятельности должна соответствовать  своя оптимальная структура знаний, умений, а также структура личности работающего в этой профессии человека.

Педагогическая деятельность, как и любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Осознанная цель задает импульс деятельности.

 

 Цель — это предполагаемый  результат деятельности; то, к чему  стремятся, что надо осуществить.  Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Педагогическая цель —  это предвидение педагогом и  учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

 Определение целей педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение.

Во-первых, знание целей непосредственно  влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого педагогического процесса.

Во-вторых, определенные цели педагогической деятельности непосредственно влияют на практическую работу педагога.

Педагог должен уметь проектировать (представлять) личность воспитанника, а для этого нужно знать, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать. В современной литературе рассматриваются две основные характеристики целей педагогической деятельности.

Первая характеристика обусловлена  психологической природой цели. Цель — это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время цель субъективна: она — продукт сознания, рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты.

Второй характеристикой  является общий характер цели, который  позволяет ей быть реализованной  при разных обстоятельствах. Цель педагогической деятельности динамична, так как динамична сама жизнь, изменяются условия. Наглядно это про-является в связи с возрастными изменениями. Именно общий характер цели в воспитании, позволяя учитывать преемственность возрастных достижений, сохраняет неизменность конечной цели данного процесса.

В обществе цели образования  и воспитания представляют собой  отражение существующих социально-политических и экономических отношений, уровня развития науки, техники и культуры, традиций, наследия. Таким образом, цели образования и воспитания в значительной степени определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество, что рождает так называемые традиционные подходы к образованию и воспитанию,

Ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства. Развитие современного общества характеризуется интенсивным совершенствованием производства, повышением его технического уровня, что предъявляет более высокие требования к уровню подготовки членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит переход к информационному обществу, компьютерная революция, внедрение информационных технологий. Происходят динамичные процессы и в социальной сфере жизни. Все это приводит к тому,что основной целью, идеалом современного воспитания, образования выдвигается формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Эта цель является потребностью развития личности, общества, государства.

В настоящее время утверждается понимание чрезмерности постановки цели всестороннего развития личности с учетом того, что каждый человек развивается как личность не только универсально, как социальное существо, член общества, но и индивидуально, как своеобразная и неповторимая индивидуальность, с присущими каждому своими акцентами в этом развитии. Таким образом, скорее всего, нет необходимости пытаться современного человека развить всесторонне в полном смысле, с учетом многообразия всех сторон современной жизни. В то же время не следует отказываться от цели педагогической деятельности — достижения того, чтобы человек был разносторонне, многогранно развит как личность.

Содержание понятия «разностороннее  и гармоничное развитие личности» как цель педагогической деятельности включает: умственное развитие; физическое воспитание; формирование высокой морали и нравственности; духовное развитие; выявление склонностей и задатков, развитие способностей; приобщение к современным достижениям науки и техники; воспитание гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

 

Таким образом, главной целью  педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Гуманистическая природа педагогической деятельности.

В качестве идейной основы педагогической деятельности может  рассматриваться ее гуманистическая  природа, принципы гуманизма, которыев современном образовании и воспитании реализуются в виде тенденций гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизм (от лат. humanus — человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, уважение к личности и ее достоинству. Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

Гуманизм сегодня —  это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия и отдельной  личности.

На современном этапе  развития общества гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и  установок получает значение общественного  идеала. Человек рассматривается  как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.

Первичным по отношению к  понятию «гуманизм» является понятие «гуманность», в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие.

Гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Гуманистическая природа  педагогической деятельности заключается, прежде всего, в воспитании человека, формировании и развитии его как личности, освоении им достижений человечества и тем самым обеспечении продолжения самого рода человеческого, непрерывной преемственности поколений.

 Гуманистическая природа педагогической деятельности проявляется в целостном, универсальном понимании человеческой личности и гармоничном развитии ее интеллектуальных, духовнонравственных потенций.

С позиций гуманизма цель педагогической деятельности состоит  в том, чтобы каждый человек мог  стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманистичности педагогической деятельности определяется тем, насколько она создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, развития ее способностей к свободе, созиданию, творчеству.

Гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Смыслом образования становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного, потенциала. Гуманизацию образования можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга.

Гуманистическая природа, сущность педагогической деятельности обусловливает  установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом образования.

Важной частью и средством  гуманизации образования является его гуманитаризация. Выделяют два аспекта гуманитаризации:

-увеличение в содержании образования знаний о человеке, чело-

вечестве и человечности, выявление гуманитарной составляю-

щей учебных предметов;

-улучшение качества преподавания гуманитарных предметов.

Одна из задач при этом — гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры, что-бы учебный курс реализовывал функцию формирования творчестваских способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных,гуманистических ориентаций.

С содержательной стороны  реализация принципов гуманизма  в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах.

Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а имеющие значение для всего человечества. Особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее традиций.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это историческии социально нелокализуемое понятие. Они носят постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, образца поведения для всех людей.

В то же время при определении  целей воспитания каждое общество в  большей или меньшей степени  ориентируется на свои, традиционные ценности и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.

Информация о работе Введение в педагогическую деятельность