Воспитание звуковой культуры речи у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание

Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Содержание

Введение _____________________________________________________________3

1. Понятие о звуковой культуре речи. Особенности овладения детьми звуковой стороны языка.__________________________________________4

2. Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР.____________________6


3. Приемы обучения детей правильному произношению.________________9

Заключение___________________________________________________________12

Приложение 1: Конспект занятия_______________________________________12

Работа состоит из  1 файл

контрольная по логпедии.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Дополнительно используются речевые упражнения (повтор слов, заучивание стихов) и игровые  упражнения, когда происходит имитация каких-либо действий с проговариванием. Это повышает эмоциональный настрой и вызывает положительные эмоции.

Используя дидактические  игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать  речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук.

Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством  воспитания звуковой культуры речи детей  дошкольного возраста, является дидактическая  игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речи детей дошкольного возраста. Использования игровых моментов, направленных на развитие фонематического анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес к звуковой культуре речи. Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.  

Заключение 

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали  больше общаться с компьютерами и  другими средствами технического процесс, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный  период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая  определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких  средств – игра, которая является ведущим видом деятельности в  дошкольном возрасте.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных  видах деятельности детей.

Задача взрослого  состоит в том, чтобы слово, которое  ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и  изучения.

Аскарина Н. М  указывала: « В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».

Дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.

Таким образом, анализ изученной литературы показал, использование дидактической игры в звуковой культуры речи в детском  саду является одной из возможности  развития. Дидактические игры не только активно включить учащихся в учебную работу, но и активизировать познавательную деятельность детей. Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

В курсовой работе были систематические дидактические  игры, направленные на воспитания звуковой культуры речи, доступные детям 4-5 лет. Эти игры, оформленные в приложены и будет апробированные в дальнейшем, а результате этой деятельности найдут отражение в выпускной квалификационной работе. 

Список  литературы 

1) Андреасова  М., народная игра как средство  формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская  З.М., Смирнова Е.О. Развивающие  игры для детей младшего дошкольного  возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко  А.К. Дидактическая игра в детском  саду. – М.: Просвещение, 1991.

6) Гербова В.В.  Занятия по развитию речи в  средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

7) Гризик Т., Тимощук  Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

8) Гризик Т., Тимощук  Л. Развитие речи детей 4-7 лет  . // Ребенок в детском саду 2002, №2.

9) Епифанцева  Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

10) Занятия по  развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи у детей