Воспитание упрямого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились, - это упрямство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4

1. Психологические корни детского упрямства………………………….…….6

2. Воспитание упрямого ребенка в школе.

2.1 Проявление детского упрямства……………………………………..…..11

2.2 Методика воспитания упрямого ребенка…………………………..……13

3. Последствия неправильного преодоления детского упрямства…….……..17

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………….….…24

Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Воспитание упрямого ребенка.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

2. Воспитание  упрямого ребенка в школе.

    2.1 Проявление детского упрямства.

     Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками.

     Обычно приступ упрямства продолжается несколько минут. В тяжелой форме он может продолжаться до часа. В это время нужен особый подход к ребенку. Тогда уже не ребенок владеет своими чувствами, «а чувства владеют ребенком», - пишет Лилли Кеммлер – профессор психологии из Мюнстера. Подобные приступы очень утомительны для детей. Во время приступа ребенок расходует почти все свои силы, а после чувствует себя опустошенным.

     Предугадать, когда произойдет вспышка упрямства, не всегда возможно, так как учителя не могут знать всех планов детей. Больше всего подвержены таким приступам упрямства дети с определенными типами темперамента. Их можно характеризовать так:

     Раздражительный, упрямый ребенок. Таких детей еще называют «дети с характером». Такие детки, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Упрямые дети терпеть не могут, когда их торопят на уроке,  они еще, к примеру, не готовы вставать, идти в школу, они желают жить в своем собственном ритме. Дети с характером предпочитают независимость, им не нужна компания (либо же они хотят быть в ней лидером, но уж никак не середнячком). Упрямым детям порой труднее остальных выразить свои чувства, желания словами, однако, с другой стороны, такие дети бывают очень креативны в индивидуальных творческих заданиях. Порой этим детям не хватает терпения довести дело до конца, что выбивает их из колеи и очень раздражает.

     Очень активный  ребенок. Дети с таким темпераментом очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по классу, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут). Они часто отвлекаются на уроке, как только становится неинтересно, вертятся. Такие дети очень общительны и любопытны, они с удовольствием изучают новое. Активных детей рекомендуется учителям направлять, контролировать и где-то ограничивать (дети слишком энергичны и не знают, куда лучше направить энергию). Такого ребенка необходимо посадить на первую парту, чаще вызывать к доске, спрашивать. Общаться с такими детьми нужно как можно доброжелательнее и дружественнее, не переходя допустимых границ. Если детей направлять, то из них в будущем могут получиться неплохие лидеры, руководители [6, стр. 346].

     Чаще всего упрямство проявляется  в домашней обстановке, ребенок  может отказываться есть, делать уроки, убирать за собой игрушки, ребенок знает, что он один, и мама или папа будут уговаривать, убеждать только его. В школе несколько иная ситуация, ребенок находится в коллективе, где помимо его еще много таких же, как он детей. Если ребенок упрямится и не хочет делать какое-то задание, то под влиянием того, что другие дети его выполняют, он делает его тоже. Но так бывает не всегда, существует такая категория детей, на которых это не действует. Такой ребенок отказывается выполнять задания учителя, а грубые окрики и приказы вызывают только усиление приступа упрямства.

     Упрямство может проявляться  не только на уроке и проявляться в простом отказе выполнять упражнение или просьбу учителя. Например, когда ребенок бегает на перемене, он может игнорировать просьбы учителя, перестать это делать.

     Упрямство может проявляться  в отношении с одноклассниками.  Ребенок может отказаться дать запасную ручку или поделиться учебником и никакие уговоры и доводы не приводят к иному результату.

     Таким образом, можно сделать вывод, что предугадать, когда произойдет вспышка упрямства, не всегда возможно, так как учителя не могут знать всех планов детей. Больше всего подвержены таким приступам упрямства дети с определенными типами темперамента. Раздражительные, упрямые дети, как, правило, очень упрямы, если что-то идет не так, как они хотели бы, то дети начинают проявлять свое упрямство, злиться, кричать. Очень активные дети очень активны, энергичны, им также свойственны резкие перепады настроения (то они радостно носились по классу, то вдруг они уже чем-то расстроены и чуть ли не плачут).

      
 

2.2  Методика  воспитания упрямого ребенка.

     Самое сложное в проблеме упрямства -  реакция воспитателя на  этот своеобразный вызов. Упрямство ребенка легко может вывести из равновесия, и учитель начинает вести себя неправильно. Обычно он пытается вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряет престиж окончательно, даже если вынуждает  ребенка подчиниться, в иных случаях учитель делает вид, что его нисколько не волнует упрямство, и начинаем пренебрегать ребенком, то есть попросту отвергает его. Вот две причины, по которым оба способа обречены на провал. Во-первых, длительность и интенсивность упрямства ребенка внутренне связаны. Во-вторых, воспитатели, несмотря на свою твердость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить ребенка в своей правоте. Чем сильнее воспитатели  пытаются повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать  авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением. Если упрямство - явление повседневное, то вряд ли можно сразу решить эту проблему. Речь идет уже не просто о каком-то временном эпизоде. По-видимому, здесь серьезно нарушены взаимоотношения учителя с ребенком. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений ребенка с учителем, сделать так, чтобы он мог увидеть в нем человека, который всегда готов поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожит добрыми отношениями с ним и больше не опираются на утвержденный силой авторитет как было раньше. Очень важно скорректировать стиль взаимодействия ребенка и учителя. Самое главное, о чем надо постоянно помнить, - учитель настаивает на своем мнении, потому что имеем больший, нежели у ребенка опыт и его обязанность – учить ребенка. В таких случаях говорить с ребенком надо твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая свое плохое настроение. Твердость иной раз может быть полезней ласки. Решительность, с какой учитель защищает свою позицию в общении с упрямыми детьми, более эффективна, чем принуждение. При этом он демонстрирует ему не только лучшую норму поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но исключает у него появление чувства вины, часто возникающего после наших вспышек гнева. Как это ни трудно, нужно попытаться отложить решение какой-нибудь спорной проблемы на день или два либо привлечь к ее решению друзей. Другими словами, практика контроля над собой - лучший способ научить самоконтролю детей.

    Учителям стоит проявить терпение, сдерживать свои негативные эмоции, но, тем не менее, стоять на своем. Если ребенок не встретит ответного сопротивления, крика, ругани, повышенного тона разговора, он в итоге уступит и его раздражение поутихнет.

     При проявлении упрямства учителю следует выяснить проблему, которая и вызвала упрямство, необходимо мотивировать ребенка на то, чтобы он сам нашел решение проблемы. Нужно дать ребенку понять, что учитель готов в любой момент помочь ему решить существующую проблему. Таким образом, он перестанет быть врагом для него, да и сам ребенок почувствует, что учитель на его стороне.

     Если упрямство вызвано исключительно желанием высказать свою точку зрения, необходимо чаще общаться с ребенком, спрашивая его точку зрения по некоторым вопросам, касающихся его самого.

     Если учитель хочет попросить ребенка что-либо сделать, например сходить в столовую и передать заявку, сколько детей присутствуют в классе, необходимо просить его тогда, когда он не занят другими делами (т.е. когда он свободен и готов  слушать), так учителю удастся избежать конфликта.

Необходимо  быть настойчивым и требовательным, когда учитель дает ребенку какое-то задание, которое необходимо сделать. Выполняя его, ребенок не должен считать это неким одолжением.

     Все поручения, которые ребенку, должны быть разумными.

     Ребенка необходимо хвалить, когда он хорошо себя ведет и выполняет задания и поручения.

     Необходимо уступать ребенку. Но это вовсе не значит проявлять слабость. Напротив, тот, кто уступает, проявляет дальновидность и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Но это касается только моментов непосредственно не связанных с учебой. Например, при распределении ролей для школьного спектакля учителю, при нежелании ребенка быть персонажем, предложенным учителем, последний может уступить и дать роль, желаемую ребенку. Ребенку будет чувствовать равноправие, будет чувствовать свое "я", свою значимость и независимость.

Но бывают и принципиальные моменты, где возражений быть не может, например: ребенок должен писать диктант вместе со всеми или выполнять заданные учителем упражнения и т.д.

     При выполнении творческих заданий,  например что-либо нарисовать  или вылепить из пластилина, можно  спросить у ребенка, чем бы он хотел заняться. Можно предложить ему сделать выбор самостоятельно, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.

     В  ситуации приступа упрямства не нужно много слов. Слишком жесткая, как и слишком мягкая позиция обычно вредит. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь более интересному. Например, если ребенок бегает и не слушает учителя, можно послать его за мелом или написать на доске число. Если ребенок упрямится и не хочет выполнять упражнение, говоря, что он не умеет или у него не получается, можно сказать, что если он его сделает, то получит хорошую оценку, учитель обязательно скажет на родительском собрании, какой он умный, в противном случае – он получит двойку и его мама расстроится. Не стоит доказывать ребенку тут же на месте, что он должен слушать учителя, не позорить своих родителей, нельзя выгонять и сразу ставить плохую оценку или говорить в грубом и оскорбительным тоне с ребенком. Это только вызовет озлобленность и усиление упрямства. Ребенку необходимо немного времени, он должен заранее знать, что будет делать и почему.

     Что делать, если у ребенка приступ злобы? Добиваясь от ребенка проявления только позитивных, хороших качеств, учитель невольно будет способствовать накоплению негатива внутри, в душе. Если человек не умеет освобождаться от этого негатива, то негатив, затаиваясь и постепенно накапливаясь там, будет способствовать развитию болезни. Если случился конфликт ребенка и учителя, ребенок кричит и злится, можно поговорить с ребенком о его чувствах. Например, спросить его: "Это злость в тебе так кричит?" Можно вместе с ним нарисовать ее, пусть малыш вам поможет (пусть это будет каляка-маляка). Затем вместе вы можете порвать или смять рисунок, выбросить его. Можно предложить ему сделать несколько физических упражнений, чтобы "злость вышла". Возможно, он и сам предложит какой-то способ освобождения злости, прислушайтесь к нему. Таким образом, учитель может научить ребенка справляться с негативными переживаниями, а не копить их. Кроме того, ребенок будет знать, что плох способ поведения, а не он сам, и его самооценка не пострадает. Напротив, он будет чувствовать себя более уверенно и спокойно, его не будет мучить чувство вины, которое является весьма разрушительным стрессом.

     Ребенка нельзя принуждать давать обещание, что он "больше не будет". Важно другое: ребенок должен чувствовать, что он не безразличен учителю, что он готовы вместе с ним подумать, как облегчить его переживания, как сделать, чтобы все опять стало хорошо. Ребенку нужно постоянно давать понять, что учитель к нему очень хорошо относится, что он может на него положиться.

     Необходимо избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти малыша, что таким поведением он может добиться желаемого. Нужно ставить вопросы так, чтобы на них невозможно было бы ответить отрицательно, учитель должен постараться не задавать вопросы, на которые существует только один ответ, например: "Нарисуешь плакат к уроку?". Даже если ребенок ответит "нет", что он часто и делает, учителю все - равно необходимо будет его заставить это сделать. В этом случае лучше сказать: «Тебе будет дано ответственное поручение – нарисовать плакат к уроку».

     Таким образом,  упрямство ребенка легко может вывести из равновесия, и учитель начинает вести себя неправильно. Учителям стоит проявить терпение, сдерживать свои негативные эмоции, но, тем не менее, стоять на своем. Если ребенок не встретит ответного сопротивления, крика, ругани, повышенного тона разговора, он в итоге уступит и его раздражение поутихнет. В  ситуации приступа упрямства не нужно много слов. Слишком жесткая, как и слишком мягкая позиция обычно вредит. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь более интересному. 
 
 

3. Последствия неправильного преодоления детского упрямства.

    Как говорил С. Соловейчик: «Воспитание — это терпение. Где не хватает терпения — надо бы постараться понять, где не понимаю — постараюсь вытерпеть, и всегда принимаю ребенка, всегда люблю».

     Неправильное воспитание упрямых детей может привести к необратимым негативным последствиям. Ребенок физически не может противостоять взрослому, он от него зависит, поэтому при чрезмерном давлении, ребенок сделает, так как хочет взрослый, но без учета его психологических особенностей это нанесет ему сильную психическую и душевную травму.

     Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.

     У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин, каждая из которых в отдельности заболевания может еще не вызвать. Но ведущим фактором в сочетании этих причин будет психогенный. Большое значение имеют особенности ребенка, находящегося под воздействием определенного раздражителя, имеющего травмирующий, неблагоприятный эффект и тем больший, чем значительнее сам раздражитель для конкретной личности.

Информация о работе Воспитание упрямого ребенка