Воспитание у учащихся дисциплинированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

Содержание

Введение 4
1. Понятие “дисциплина” и ”дисциплинированность”. 5
2. Цели, задачи и условия воспитания дисциплинированности 5
3. Содержание воспитания дисциплинированности 5
4. Методика воспитания дисциплинированности 9
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование дисциплины у детей  начинается задолго до поступления  их в школу. В семье, саду  ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

С поступлением ребенка в школу  изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания. Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения. Работа, начатая учителем начальных классов по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в 5-х  -  9-х  классах с учетом возрастных особенностей подробностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие “дисциплина” и ”дисциплинированность”.

 

Дисциплина (disciplina - выдержанность, строгость) - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.

Дисциплинированность — черта характера личности, связанное с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.

2. Цели, задачи и условия воспитания дисциплинированности

 

Чёткий режим, организованность и порядок жизни  и окружающей обстановки.

Установление  в семье правил поведения во всех видах деятельности.

Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

Справедливое  отношение взрослых к детям.

Положительный пример взрослых, их авторитет.

Интересная и  содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

3. Содержание воспитания дисциплинированности

 

В условиях переходного  периода проблема дисциплины и дисциплинированности личности необычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена потребностями общества, государства в формировании нового типа личности, самоценной, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации.

В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности школьника рассматривается с позиции этического трактования этого качества личности как результата ценностного отношения к человеку

Под дисциплинированностью  мы понимаем интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

На основе изучения состояния теории и практики воспитания дисциплинированности школьников, достижений мировой педагогической мысли нами были установлены закономерности и сформулированы принципы воспитания данного интегрального качества.

Опираясь на выявленные закономерности и принципы, была создана  модель процесса воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к  человеку.

Модель включает пять основных этапов воспитания данного интегрального качества личности, в основу которых положено гуманное взаимодействие в системе “учитель-ученик”. Каждый этап выводит школьника на соответствующий уровень сформированности качества.

Учитывая начальную (эмоциональную) стадию социализации, на первом этапе воспитания дисциплинированности (демонстрационном) школьник приспосабливается к среде преимущественно на основе эмоционального уподобления (заражения), обеспечивающего адаптацию. Так как у ребёнка не сформировано ещё представление о нормах дисциплинированности, целесообразно на данном этапе дать образцы дисциплинированного поведения, которые воздействовали бы на созерцание, чувства и поведение школьника. Это обеспечивается средствами массовой информации, средствами искусства, личным примером значимых для школьника авторитетов. Особо нужно выделить значение уроков этикета, на которых дети знакомятся с правилами поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обусловленного ценностью личности. Нельзя недооценивать роль педагогического внушения как механизма воздействия на бессознательное в человеке, способствующего подражанию образцу. Процесс воспитания дисциплинированности на демонстрационном этапе обеспечивает уровень качества, характеризующийся соблюдением норм, когда заимствованы из среды только внешние проявления дисциплины.

На второй стадии социализации (поведенческой) в процессе сознательного подражания происходит идентификация в поведении и подражающие действия направлены на людей, которые импонируют. Воспитывая на втором (ритуальном) этапе ценностное отношение к человеку, необходимо формирование привычного исполнения норм. Для этого важно создать условия для воспроизведения поведенческих образцов в опыте школьника. Профессиональное применение технологий приучения, упражнения, игры, педагогического требования способствует выработке привычного дисциплинированного поведения. Данный этап воспитания дисциплинированности выводит школьника на второй уровень сформированности качества, который характеризуется выполнением норм, основанном на положительном расположении к человеку, а также на извлечении личного смысла.

Третий (стереотипный) этап, назначение которого заключается в создании воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией, предполагает приобщение учащихся к общественно-полезной деятельности, специальная организация которой выступает как основное условие создания новой системы отношений с нравственной ориентацией на человека. Участие детей в организации школьной предметной среды, ориентация их на постоянную заботу о школьном доме воспитывает чувство хозяина своей школы, причастность к коллективу, ответственность перед ним, позволяет учащимся проявить себя в том или ином творческом труде. На данном этапе целесообразно утверждение традиций, которые украшают и обогащают жизнь детского коллектива. Их основное воспитательное значение – укрепление успехов коллектива, обогащение нравственного опыта. Большие возможности в плане формирования навыков общения даёт педагогический тренинг. В специально организованной педагогической группе школьник чувствует себя принятым и активно принимающим других. Создание педагогом воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией способствует позитивной динамике развития не только действенной стороны отношения, но и является основанием для более глубокого осмысления значимости дисциплины как в обществе, так и в жизни каждой отдельной личности.

Организация процесса воспитания дисциплинированности на данном этапе обеспечивает привычное исполнение моральных норм, которые обусловлены нравственными мотивами. Мотивированно-поведенческий уровень качества сливает воедино рациональную, эмоциональную сферы и поведенческие действия.

Четвёртый этап – этап осознанного выбора, определён с учётом высшей (сознательной) стадии социализации, на которой осуществляется усвоение содержания человеческой культуры и осознание своего места в обществе. Объём информации об окружающем мире даст возможность растущему человеку узнать многообразие культур, философских и религиозных течений, стилей и образа жизни. Такая интеграция индивида в мировую цивилизацию делает его более свободным в выборе разных идей, ценностей культуры, стилей жизни, в творческом превращении их в элементы внутреннего мира.

Школа должна создать условия для  формирования мировоззрения как  жизненного ориентира, вызвать потребность  у школьника в духовных поисках, создать необходимую для этого  идеологическую опору, пробудить дух сомнения, опыт преодоления стереотипов, то есть помочь личности обрести собственную жизненную позицию.

На данном этапе происходит идентификация  с коллективным мнением социальной группы, сплочённость которой основана на ценностном отношении к человеку.

В практике формирования нравственной устойчивости используются традиционные формы и методы, такие, как этическая  беседа, диспут, урок морали, моделирование  нравственной ситуации, ролевая игра, этический тренинг, философский  стол и др. Они побуждают к  активному осмыслению сущности дисциплины и могут быть включены в факультативные курсы по проблемам “Образ жизни, достойный Человека”, “Философия жизни”, “Духовная культура современного человека” и др.

В результате целенаправленного формирования нравственного сознания у детей воспитывается чувство долга, которое является регулятором поведения, создаётся установка дисциплинированности, вырабатывается позитивное отношение к процессам самовоспитания, саморазвития и самообразования, формируется мотив самосовершенствования. Ученик, осознавая социальный и личностный смысл дисциплины, действует в соответствии с выработанными ценностными ориентациями.

Создавая необходимые условия  для целесообразных взаимоотношений  коллектива и личности, педагог на этапе “осознанный выбор” способствует не только формированию теоретического фундамента для самоактуализации личности, но и подготавливает школьника к реальным процессам самовоспитания, саморазвития, самообразования.

Пятый этап – (самоактуализации), предполагает помощь школьнику в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности, куда включаются технологии самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, аутотренинга и т.д. В соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами школьник овладевает соответствующими приёмами и средствами, организует творческую преобразовательную деятельность по отношению к себе, реализует свои возможности.

Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанника в  сфере самовоспитания, саморазвития и самообразования школьника позволяет вывести его на пятый уровень дисциплинированности, когда высокая нравственная устойчивость, гуманистическая направленность личности, достигнутое необходимое равновесие между частными и общественными интересами обеспечивают в поведении школьника ценностное отношение к человеку и дают личности ощущение свободы. При этом воспитательный коллектив представляет собой такую форму и структуру общественной жизни детей, которая обеспечивает личности свободу самоопределения, защиту его интересов, открытость выбора целей своей деятельности, непринуждённость и сознательность в исполнении собственных обязанностей.

 

4. Методика воспитания дисциплинированности

 

· Упражнения (наглядный показ способов поведения)

· Воспитывающие ситуации

· Указания, напоминания

· Убеждение

· Положительный пример взрослых и  сверстников

· Поощрения

· Наказания (лучше обходиться без  них!)

 

Причины нарушения  дисциплины и неподчинения правилам поведения:

· Несогласованность требований к  ребёнку в детском саду и семье,

· Незнание или отсутствие правил поведения;

· Отсутствие единства методов воспитания;

· Утомление детей вследствие  длительных ожиданий чего-либо;

· Система запретов (запретный плод сладок!).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сознательная дисциплина формируется  в конкретных делах учащихся. Многие школьники учатся не в полную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают” знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными причинами этого явления являются – недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении. Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность (недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для подлинного развития), но многое теряет и все окружение в целом.

Дисциплина школьников на уроке  – это высокий деловой настрой  при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Вернер Райх. Как добиваться дисциплины. // Как я добиваюсь дисциплины на уроке. – М.: Просвещение, 1986. – С. 9 – 36.
  2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. / Под редакцией И. С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1982. – С. 99.
  3. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – С. 21.

Информация о работе Воспитание у учащихся дисциплинированности