Воспитание основ гражданственности и патриотизма у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:14, доклад

Описание

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Работа состоит из  1 файл

Воспитание основ гражданственности и патриотизма.doc

— 56.02 Кб (Скачать документ)


Воспитание основ гражданственности и патриотизма

у младших школьников

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

                                                                                                      Н. Г. Чернышевский

   Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

    За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

     Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

     Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной  школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

ь чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

ь уважительное отношение к языку своего народа;

ь заботу об интересах Родины;

ь осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

ь проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

ь гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

ь гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

ь уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ь ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

ь гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 

    Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренѐнности и солидарности, любви, которая обусловлена на



уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

     Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени. Но мы сегодня обсудим только одну из них.

    На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества; развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

    В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

     Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

     Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Примером может служить разработанный второклассниками вместе с педагогом и родителями проект «История страны в историях наших семей».

     Работу по гражданско-правовому воспитанию следует начинать с приходом ребенка в школу, в первый класс. Первоклассник – человек уже имеющий какой-то жизненный опыт и, опираясь на этот опыт и знания маленького человека, можно начать воспитательную работу в этом направлении. Работа может быть внеклассной, а так же проводиться на уроках. Знания дети получают на уроках, особенно активно можно работать на уроках литературного чтения и окружающего мира, также на материалах уроков русского языка. В программе воспитания школьников нашего образовательного учреждения выделен модуль, посвященный гражданско-правовому воспитанию. В начальных классах в него включаются элементарные правовые знания, это база для дальнейшей работы.

Во внеклассной работе использовать:

ь тематические классные часы («Изучаем основные права человека», «С чего начинается Родина», «Культура и быт русского народа», «История отечественной геральдики»)



          ь туристические поездки

ь дидактические игры

ь уроки мужества (например, День Знаний, посвящѐнный Родине, героическим страницам еѐ истории, культуры)

ь интеллектуальные викторины

ь литературно-музыкальные композиции

ь встречи с ветеранами, с военнослужащими

ь митинг, посвящѐнный Дню Победы

ь праздники, утренники

ь исследовательские работы (например, «Моя родословная», «Знаменитые места родного края»)

ь конкурсы (ко Дню города, 23 февраля, Дню Победы и другие)

 

  В программе воспитания школьников можно разработать творческое сотрудничество с родителями, в рамках которого представить цикл родительского лектория, способствующего формированию жизненной позиции ребѐнка («Ребѐнок учится тому, что видит у себя в дому», «Родословная семьи», «История, реликвия в моѐм доме», «Ими гордится наша страна» и другие)

    Результатом работы по гражданско-правовому воспитанию в начальных классах должно быть формирование маленького гражданина своей страны, который знаком с ее символами, знает свои права и обязанности, имеет чувство ответственности за свое будущее, умеет применить полученные знания, уважает окружающих и ценит историческое прошлое нашей страны и посѐлка.

   Итог гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. « Познание, постижение человеком своей Родины, становление в его душе патриотической сердцевины, …, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», – писал В. А. Сухомлинский.

 

Литература

1. Кавинская Наталья Владимировна // Программа патриотического воспитания "Я гражданин России" // festival.1september.ru

2. Капина Надежда Владимировна // Классный час "Крепка семья – крепка держава" // festival.1september.ru

3. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.



          4. Танько Марина Александровна // Внеклассное мероприятие по гражданско-правовому воспитанию "Россия – Родина моя" // festival.1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия

 

 

 

 

 

Выступление на МО начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание основ гражданственности и патриотизма

у младших школьников»

 

 

 

Выполнила Маннанова О.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чишмы-2011г.

 



Информация о работе Воспитание основ гражданственности и патриотизма у младших школьников