Воспитание национального самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности
1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»
1.2 Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников
Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы
2.1 Воспитание национального самосознания через национально – региональный компонент содержания образования
2.2 Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
2.3 Роль родителей в воспитании национального самосознания ребенка
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Чунаковой М.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

   Введение 

Глава 1. Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности 

   1.1 Сущность понятия «национальное самосознание»

   1.2 Пути использования идей этнопедагогики  в воспитании национального самосознания школьников 

Глава 2. Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы

2.1 Воспитание  национального самосознания через  национально – региональный компонент  содержания образования

2.2 Воспитание  национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре

2.3 Роль  родителей в воспитании национального  самосознания ребенка 

Заключение

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Воспитание  каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Какими же основами держится все бытие России? Две коренные основы нашей жизни: быт семейный и быт государственный. От их взаимного соприкосновения и дружелюбного действия зависит Россия во всех отраслях своего развития. Отсюда ясно, что и воспитание имеет быть утверждено на них, дабы принять характер народный.

                  С.П.Шевырев 

       Введение

       Этнокультурные  проблемы и развитие национального  самосознания в настоящее время  приобретают особую значимость и  глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко-культурными процессами, которые происходят сейчас в стране.

       В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей  и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно – теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей воспитания национального самосознания.

       В исследовании этих вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую как комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема воспитания национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.

        Педагогов и психологов, на наш взгляд, в этой ситуации интересует другое: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

        Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами.

        К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.                                                              

        Эта новая функция  школы, и в частности содержания школьного образования как основного  средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании следующим образом:

        "Защита системой  образования национальных культур  и региональных культурных традиций  в условиях многонационального  государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами".1

     Цель данной работы - раскрыть пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности, ее воспитательные и образовательные возможности.

     Объект исследования: воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе школы.

     Предмет исследования: национальное самосознание как необходимая составляющая структуры личности.

  1. Изучение литературы и Интернет - ресурсов по данной проблеме.
  2. Определение сущности понятий «национальное самосознание», «народная педагогика», «этнопедагогика».
  3. Выделение путей использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников.
  4. Изучение роли национально – регионального компонента содержания образования в воспитании национального самосознания личности школьников.
  5. Разработка мероприятий по формированию основ национального самосознания через народные традиции.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Роль и место  этнопедагогики в  воспитании национального  самосознания как  необходимой составляющей структуры личности. 

    1. Сущность  понятия «национальное  самосознание»

       Национа́льное самосозна́ние — одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа́ прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

       В течение всего XIX в. и, особенно, в  пореформенный период на характер национального  сознания воздействовало большое число факторов. Традиционные представления, отложившиеся в устных преданиях, по мере роста грамотности существенно дополнялись книжным знанием. Свой отпечаток накладывала также активизация социальной борьбы российского крестьянства. Тем не менее в народной среде устойчиво сохранялось и воспроизводилось традиционное понимание общенациональных интересов.

       Видные   педагоги   и  психологи   России   середины   девятнадцатого  века  не  только  увидели   очевидную   связь   между   ростом  экономического   могущества   Российского   государства  и  развитием  национального   самосознания,  традиций,  патриотизма, но  им   и  удалось  в  шестидесятые  годы  названного  столетия   впервые  заложить  фундамент  нравственного  и  духовного  формирования   личности  на  основе   русской   культуры  в   систему  обучения  и  воспитания   молодежи.   Известный    психолог   Оболенский   так   определил   сущность   этих   действий: "Воспитание  должно  гармонировать   с требованиями  своей   эпохи".  Развитие   нравственных  качеств личности,  в те  годы,  определялось,  как   задача  более важная,  чем   развитие  интеллекта   и  разработка   научных  основ   системы  обучения.

         Вентцель   писал   по   этому  поводу:   "Воспитать   в  человеке  нравственные   стремления,  сделать  его   неутомимым   борцом   за  национальные идеалы,  так   чтобы  вся жизнь его служила живым   воплощением   этого идеала,  самое трудное   и вместе  с тем самое   важное  дело  в области   воспитания.  Воспитание  физическое   и умственное  играют  по отношению   к нравственному,  можно    сказать,   только   чисто   служебную (вспомогательную) роль".

         В  эпоху   войн   высшим   требованием,  обеспечивающим    сохранность    общества,  являлось   стремление   к  абсолютному   повиновению   личности,  ее  подавлению.   Новый   этап   истории   человечества,  связанный   с промышленным    развитием,   требовал    от  человека   противоположных    свойств -  личной    творческой    инициативы,   свободы   мысли,  дисциплины,  соблюдения   законов,  подчинения   общественному мнению.  На   эти   принципы   и   опирались    создатели   новой    системы    воспитания    российской  молодежи   во  второй   половине   девятнадцатого    века.  Их   главная    задача     состояла   в  подготовке   подрастающего   поколения   к  жизни   в   новых    экономических  и   социально-  политических    условиях  в стране.  Основной    аспект   в формировании    сознания   будущих    поколений   россиян   делался   на   созидательный    потенциал   с   высоким   уровнем   развития   морально- нравственных   отношений   в   обществе  на   основе   русской   национальной   культуры    и   христианских    традиций. 

        В изданных в октябре 1918 года первых советских нормативных документах [ ] национальная школа рассматривалась как самостоятельный тин учебного заведения в структуре советской государственной общеобразовательной системы. Она должна была обслуживать меньшинство — в том числе малочисленные народы, которое отличается своим языком, психологией и социально-бытовыми особенностями. В начальный период развития советской школы обучение велось на родном языке с изучением национальной культуры, литературы, истории конкретного народа и с обязательным изучением языка большинства населения данной территории.

        Совершаемый в настоящее  время переход российской цивилизации  от экстенсивной к интенсивной культуре влечет изменения в оценке межпоколенной трансмиссии информации, что вызывает изменения в содержании и технологии школьного образования. Вносятся специальные курсы по самопознанию школьника (я; природа, которая меня окружает: мир, в котором я живу); по правилам межличностного и межэтнического общения: сведениям о правовых нормах: экономические знания; особенностям профессионального самоопределения и путям достижения успеха в жизни: выбору ценностных ориентиров и путей их реализации.

        Вместе с тем, учитывая особенность России как многонациональной, полиэтнической, поликонфессиональной общности, предполагается введение в  состав национально-регионального  компонента образования этнопедагогических, этнопсихологических, этнографических  и других этнологических знаний, параллельно с развитием содержания предметов федерального компонента, обучение которым обеспечивает паритетность национального образования, направленную на общечеловеческие ценности, подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях рыночной экономики, социального, научно-технического прогресса.  

    1. Пути  использования идей этнопедагогики  в воспитании национального  самосознания школьников

       Духовная  культура, народные традиции, обычаи, социально-этические  нормы составляют основу этнопедагогики.

       Этнопедагогика — это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части.                                 

         Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия — важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления школьной политики, самой школы, в основе которой лежит постоянное развитие образования, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, — действенный механизм развития общества.

       Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этом основе — разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике.

       Однако  традиции сами по себе не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно — найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры.

Информация о работе Воспитание национального самосознания