Воспитание молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:34, реферат

Описание

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов.

Работа состоит из  1 файл

Воспитание российской молодежи.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Студенчество занимает особое положение в социальной структуре  общества, отличаясь высоким уровнем  стремления к личностно-профессиональному  самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому  участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов. Этот показатель, рассматриваемый всеми международными организациями как уровень образованности любой нации, один из самых высоких в мире.

За последние годы совместными усилиями руководителей всех уровней, ученых, специалистов, практиков предприняты серьезные шаги по восстановлению некогда утраченной системы воспитания в вузе:

проведен анализ реального  состояния уровня организации внеучебной деятельности в вузах в современных  условиях;

заложена основа создания условий для развития воспитания в образовательных учреждениях через обновление нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения, подготовки педагогических и руководящих кадров к решению задач воспитания;

разработаны конкретные программы и модели развития воспитательных систем на региональном, муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях;

изучен и активно  пропагандируется опыт работы по развитию воспитания на всех уровнях образования;

разработаны рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования Письмо Минобразования России от 20. 03.2002 г. № 30-55-181/16.

Цели и задачи воспитания: воспитание высоконравственной, духовно  развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность.

В современных социально-экономических  условиях более эффективные результаты в области воспитания студентов  могут быть получены при равноценном  сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

Психолого-педагогические условия организации воспитательного  процесса в вузе:

соединение личностных ориентиров человека и общественных интересов;

органичное включение  воспитательной деятельности, конкретных мероприятий в процесс профессионального становления студентов (учебный процесс, научно-исследовательская работа);

максимальное использование  при выборе и реализации направлений  и форм работы со студентами возможности  ведения диалога и поиска конструктивного компромисса;

активное использование  профессионально-корпоративных возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли, примеров жизни и деятельности референтных  личностей - авторитетных учёных, педагогов, специалистов) для формирования чувства корпоративности, сопричастности студентов к лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры;

создание атмосферы  подлинной и постоянной заботы о  студентах, их социально-педагогической поддержки;

формирование планов воспитательной деятельности и проведение мероприятий на основе изучения интересов студентов;

ориентация содержания и форм внеаудиторной работы со студентами на активность и деятельность самих  студентов, на проявление ими самостоятельности  в организации и проведении мероприятий;

использование в воспитательной деятельности положительного влияния  наиболее активных, увлечённых, целеустремлённых, способных и успешных студентов  на своих сокурсников;

формирование установки  на естественность, престижность и  почетность участия студента во внеаудиторной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической и т.п.). Создание системы морального и материального поощрения студентов за результаты их участия во внеаудиторной жизни вуза;

широкое привлечение  студентов к участию в научном, техническом, художественном творчестве и других формах деятельности;

создание в вузе психологической  службы, подразделения социально-педагогической поддержки студентов, социологической  лаборатории.

Основные направления  и формы воспитательной деятельности. В ряде высших учебных заведений страны за последние годы накоплен уникальный опыт работы, эффективные формы и методы воспитательной деятельности, позволяющие решать целый комплекс актуальных задач воспитания.

воспитание российская молодежь

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Роль воспитания молодежи в современных  условиях

1.1 Исторический  аспект воспитания молодежи

Решение проблемы разработки мировоззренческо-идеологических основ  воспитания становится все более насущным и необходимым. Мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружаем ею". методологией, совокупностью исходных (философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций". Обладая развивающей функцией, мировоззрение способствует активной направленной деятельности мышления (осмысление важнейших проблем реальной действительности, непосредственной жизни, конструктивно-творческое их решение и др.). Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что сформированные ценности, позиции, взгляды и ориентации предполагают развитие у личности определенных социально значимых качеств и активно-деятельного отношения к действительности.

Мировоззрение определяет идеологию общества, в том числе  и идеологию воспитания новых  поколений,

Только выражающая важнейшие  интересы общества, государства, направленная на решение его насущных проблем  идеология может избавить наше сознание от тревожных сомнений, от внутренних противоречий, социальною и политического противостояния между людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах.

Анализ ситуации в  России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в  массовом сознании преобладала либерально-демократическая  идеология, обещавшая". полное процветание и благополучие в случае перехода на "западную" модель общественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системы традиционных ценностей, ориентиров, замены их другими - "общечеловеческими", "цивилизованными", а по сути - проамериканскими. Естественно, что они не смогли прижиться на российской почве. И все же отечественная педагогика испытала сильные потрясения. В одночасье были размыты ее теоретические основы, объявлены псевдонаучными казавшиеся незыблемыми концепции, приведены в расстройство воспитательные функции важнейших социальных и государственных институтов. Обладая откровенно националистической, антироссийской направленностью, либерально-демократическая идеология". По сути своей представляет собой нечто иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального и религиозного самосознания" Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. 2002 №11 . Данная идеология характеризуется:

а) пораженчеством, антипатриотизмом и государственным нигилизмом, выступающими в качестве ложной "прогрессивной" альтернативы русской державности, которая якобы несовместима с "цивилизованными" нормами современных международных отношений:

б) космополитизмом и  национальным нигилизмом, направленными  против русской соборной общности, ее национальной самобытности, "мешающей" России реализовать "передовой" опыт развитых западных страну

в) религиозным неприятием, способствующим духовной агрессии против православия, "реакционность" которого якобы представляет собой угрозу возврата к "средневековому мракобесию" и "конфессиональной нетерпимости".

Таким образом, совокупность ценностей либерально-демократической  идеологии, проповедуемой у нас  сейчас, представляет собой типичный образец подавления, вытеснения идеологии поверженного противника с целью создания условий для интеграции "постсоветского пространства" в международные структуры "нового мировою порядка". На фоне очевидного провала "радикальных реформ",". невиданного национального унижения могучей прежде державы и мощного всплеска радикально-националистических настроений в массах." Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы. // Высшее образование сегодня. 2002 №11 выявилась несостоятельность этой антироссийской, по существу, идеологии. Неудивительно, что она не стала и не могла стать основой для разработки хоть сколько-нибудь приемлемой и жизнеспособной концепции воспитания в условиях реформируемого общества.

По мнению теоретиков идеологии государственного патриотизма, "общенациональная доктрина должна основываться на национальной идее, которая, в свою очередь, является важнейшим условием всех преобразований" "Современная Русская Идея и государство", 1995 г. . При том возрождение Русской Идеи, формирование научно обоснованной идеологической основы сплочения российского народа связано прежде всего с решением наиболее важной жизненной политической проблемы предотвращении ослабления и развала Российского Государства.

1.2 Возрастание  роли воспитания молодежи в  современных условиях

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные, процессы ни происходили в нашем обществе в переходный период, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания российской молодежи. Решение этой задачи возможно лишь при условии формирования качественно новой системы общественных отношений, создания жизненной среды, объективно стимулирующей". воспитание личности интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне профессионально подготовленной и не сомневающейся в самоценности своей жизни" Сиземская И.Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания. // Философские науки. 2002. № 5 .

Основные причины, возникшие  в воспитании российской молодежи, следующие:

1) возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной но своим последствиям социальной ситуации:

2) появление новой  системы требований общества  к личности:

3) размывание и деградация  системы традиционных ценностей  и, как следствие, потеря преемственности поколений;

4) усиление бездуховности,  падение образовательного и культурного  уровня подрастающего поколения,

5) переоценка роли  образования и явное снижение  роли воспитания, возникшие вследствие  ошибочной линии идеологов "реформы";

6 внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей;

7) забвение отечественной  истории, культуры, традиций.

На наш взгляд, новые  теоретические подходы к воспитанию пока еще весьма ограниченны. Во-первых, концептуальная разработка воспитания в значительной степени сводится лишь к сфере школьного воспитания. Мы считаем, что кроме педагогов в воспитательную работу должны включиться философы, социологи, культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексных исследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можно определить более узкие направления педагогической деятельности. При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов, может разрабатываться и осуществляться успешная молодежная политика.

Во-вторых, при постановке и решении новых воспитательных задач многие специалисты и исследователи еще недостаточно учитывают определяющее значение в формировании личности той или иной социальной группы и общественной среды. Поэтому семья, школа и другие социальные институты вынуждены корректировать данный процесс в русле конкретных педагогических установок. "Воспитательный процесс в своих массовых проявлениях есть зеркало "своего" общества: оно определяет цели и характер воспитания" "Концепция воспитания учащейся молодежи", 1993 г. . Не воспитание определяет экономическое, политическое и духовное развитие общества, являясь его продуктом, оно отражает общественные достоинства и недостатки. Именно поэтому не только содержание и методические основы воспитания, но и его результаты во многом определяются общественными условиями. Недостатки и кризисные явления общества не могут не сказываться на социальном, нравственном и патриотическом формировании личности, особенно - молодого поколения.

1. Отсутствие стабильности  в экономической и социальной  сферах способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное влияние на воспитательный процесс:

2. объектная направленность  воспитания, стандартизация воспитательного  процесса, неопределенность, размытость  воспитания, отсутствие у него  теоретических основ, отражающих реалии действительности: отрыв воспитания от обучения: авторитарный стиль воспитания, вызывающий протест молодых людей:

3. нарушение преемственности  и взаимосвязи между семьей, детскими  дошкольными учреждениями, общеобразовательной  школой. Вооруженными Силами, вузами и др.:

4. усиление негативного  воздействия средств массовой  информации на молодежь.

В условиях реформации общества возникают следующие проблемы:

определение системы  духовных ценностей - ориентиров для  основных социальных слоев и групп  населения, развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество, формировать гражданскую активность, потребность к труду (без внешнего принуждения и моральных стимулов, особенно - при получении малопрестижных и малооплачиваемых профессий):

изучение диалектики соотношения социально значимых факторов воспитания молодежи, возможностей и условий ее саморазвития:

анализ качественных характеристик и возможностей различных  социальных групп молодежи (особенно учащейся) и определение путей  формирования у нее социально значимых и профессиональных качеств:

изучение степени заданности, жесткости  системы воспитания в период развития нового общества и на перспективу, в  частности, соотношения убеждения  и принуждения в условиях демократических  свобод:

Информация о работе Воспитание молодежи