Воспитание личности младшего школьника в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не  приблизиться к коту.

Крыса старая — и та,

видя  грозного кота,

удерёт  в нору под дом,

чтоб  не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает  о коте.

  Задание: выразительно прочитайте стихотворение. От выделенных слов поставьте вопрос к формам слова кот. Выпишите формы слова, обозначьте в них окончание.

  2. группа работает  в городе Корнеслове. На отдельном листе  записаны задачи:

Стоит_коза,

Голосит коза:

— Ой беда, беда, беда! 
Разбежались кто куда.

Семеро  козлят!

Один  — в лесок,

 Другой  — за стог,

 А  третий козлёнок

 Спрятался в бочонок!  

А сколько козлят

В избушке сидят?   

Три бельчонка  маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять  шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?  

  Задание: решите задачи. Выпишите из условий  задач однокоренные слова, разберите их по составу, выделите корень.

  3 группа отправляется  в город Суффиксград.

  Задание: Прочитать текст, выписать слова, в  которых есть суффикс, выделить в  них суффикс.

  Зима

    Ребята идут в соседний лес. Какой он красивый! Кругом пушистые ели.  На ветках лежат шапки снега. У куста сидит белый заяц. В берлоге спит бурый медведь. В нору спряталась лисица.

4.группа: Адрес работы  — город Приставок.  Для ребят на  отдельном листе записан текст:

  Медведь нашёл под ёлкой яму. Он устроил берлогу и прилёг там. Подул ветер. Ударил сильный мороз. Пошёл снег. Проспит медведь всю зиму. У медведя шуба тёплая.

  Задание: прочитать текст, выписать слова  с приставками, приставки выделить. Четвертое предложение показать схематически.

Работа  в группах и  ее защита. 
1группа
Ребята выходят к доске, повторяют задания. Один ученик выразительно читает стихотворение, затем дети хором называют формы слова кот, указывают окончание в словах: кот, от кота, к коту, с котом, о коте. Далее рассказывают, что такое окончание, говорят, как оно выделяется в слове.

  2группа:Дети читают условия задач, объясняют их решение, после чего называют однокоренные слова: коза — козлята, козленок, бельчата — белка, указывают в них корень. Объясняется, что такое корень, как его найти в слове.

  3группа:Дети хором или по очереди говорят, что такое суффикс, как найти его в слове, для чего служит суффикс. Затем читают выписанные слова; указывают суффиксы.

  4группа:Ученики называют слова с приставками, указывают приставки, чертят на доске схему предложения.

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Часть 1.Фрагмент урока  русского языка в  третьем классе.

Тема: «Главные члены предложения» (2 урок)

Работа  в парах  « Пропавшая  буква»

(детям  раздаются карточки с текстом письма)

- Мальчик  написал бабушке письмо. Но одна  буква решила сбежать,

оставив вместо себя подруг. Кто быстрее  угадает, какая буква исчезла  и вернёт её на место.

      В поле было жарко.

      Мы  охали долго-долго, пока увидали  лис и сало.

      Тётя  Луна и дядя Соня были нам рады.

      Мы  хорошо провыли лото.

      Ловили  рыбу на руку, или ватрушки на моду.

      Кувыркались на лугу в сани.

      А потом поехали в город. 

Часть 2. Русский язык. Урок-повторение. Тема: глагол.

Работа  в группах.

- Первое что  мы сделает – это порыбачим. 

1 группа должна выловить только тех рыб, на которых написаны слова, которые отвечают на вопрос что делает?,

а 2 группа –  что делают? и записать их в тетрадь.

(на доске  висит плакат с изображением  рыбок, на которых написаны  глаголы)

Плавают, бежит, говорят, живут, шагает, клюет, кот, рыжий.

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фрагмент  урока метематики.

Тема: Повторение изученного. Устное сложение и вычитание двузначных чисел

Игра «Кто пришёл в гости к Дюймовочке» (Работа в парах) - Учитель: Дюймовочка позвала в гости своих друзей, а нам предлагает  узнать, кто к ней придёт в гости кроме Буратино и Мальвины. Нам нужно вставить число, чтобы пример был решён правильно. Разрезные карточки. На одних размещены примеры, на ответы, а с обратной стороны имя героя.

55 +…=59

46 -…=41

84 -…=81

62 + …=70

28 + …=8

91 +…=98

4. Золушка

5. Машенька

3. Красная Шапочка

7. Белоснежка

20. Ласточка 

Фрагмент  урока ЧиМ. Тема: «Глобус. Физическая карта полушарий».

Работа  в парах.

- Учащиеся  самостоятельно выполняют практическую работу на странице 14 учебного пособия.

Ответь  на вопросы: Какой стороной горизонта принято считать верхнюю часть карты? Какая сторона горизонта находиться в левой части карты? Подчеркните ряд, в котором названы цвета, обозначающие на физической карте полушарий сушу.

  • Зеленый, желтый, синий.
  • Зеленый, желтый, коричневый.
  • Желтый, зеленый, синий.
  • Желтый, коричневый, синий.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ИГРА  «СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ».

Участники разбиваются  на большие группы 5-6 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:

построиться в  ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени, фамилии, по второй букве имени и др.

Какая группа быстрее  реагирует на задания? Какая нашла  наиболее интересный способ самоклассификации? И т.д. 

ИГРА    «Путник  и скала».

  Описание: Участники выстраиваются вдоль нарисованной прямой линией – это край тропинки, за ней огромная пропасть, а за спиной участников отвесная скала.

Инструкция: стоящему во главе шеренги нужно перейти на другой конец шеренги, стараясь не сорваться в пропасть, команда должна помогать  переходящему изо всех сил, затем переходит следующий, пока ведущий не вернется на свое место.        

Цель  команды: сохранить каждого участника.    

ИГРА  «Как чихают слоны».

Играющие  делятся на три  группы и одновременно произносят- 1 гр.: «спички», 2 гр.: «ящики», 3 гр.: «потащили».

Все вместе при быстром произнесении похоже на «АПЧХИ».

ИГРА  «Люди – к людям».

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.).  
После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим

ИГРА  «Кто быстрее?».

Команда выполняет задания быстро и четко. 
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды: • квадрат; • треугольник; • круг; • ромб; • букву; • птичий косяк. 
2-й вариант. Построиться в шеренгу по: • росту;  •· цвету волос; • алфавиту имен; • размеру ноги.

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ТАБЛИЦА 3 

п/п

Кто выбирает Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Авдеенко А. (д)       3                 1 2  
2 Волкович Е. (д)       2                 1 3  
3 Войтехович  Е. (м)         2   3         1      
4 Демидович С. (д) 3                       1 2  
5 Ершов О.(м)     1       3         2      
6 Коршунов М. (м)     1   3   2                
7 Лущик Е. (м)     1   2 3                  
8 Мартинкевич А. (д)       2     3           1    
9 Мелешко А. (м)     2   1             3      
10 Никитин В. (м)     1   3   2                
11 Полячинский А. (м)     2   1   3                
12 Родионов Е. (м)     1       2       3        
13 Романчук А. (д) 3       2                 1  
14 Черневич А. (д) 2       3               1    
15 Яковицкая Е. (д)         1   2           3    
Количество  полученных выборов 3 0 7 6 6 1 8 0 0 0 1 3 6 4 0
Количество  взаимных выборов 3 0 3 3 2 1 3 0 0 0 0 1 2 3 0
 
 

 

СОЦИОГРАММА 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ТАБЛИЦА 4 
 

Фамилия Имя

ребёнка

Ответы  школьников
Количество  детей выразивших симпатию к лидерам  по указанным качествам
«хороший»

«дружный»

«красивая»

«хорошо учится»

«стремится  помочь»

«много  знает и             умеет»
Ершов О. 7 9 8
Демидович С. 10 6 10
Войтехович  Е. 9 10 10
Лущик Е. 7 6 8
Романчук  А. 4 9 8

Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе