Воспитание и образование в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание

Рассмотренный материал позволяет перейти к следующему заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - VI вв. д. н. э. было еще архаичным, покоившимся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формирование его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности.

Содержание

Введение
Глава 1. Исторический путь развития педагогики Рима
1.1 Древнейший царский период Римской цивилизации
1.2 Римская цивилизация эпохи республики
1.3 Римская цивилизация эпохи империи
Глава 2. Педагогические взгляды Катона, Цицерона, Квинтиллиана
и Лукреция
2.1 Педагогические взгляды Катона
2.2 Педагогические взгляды Цицерона
2.3 Педагогические взгляды Квинтиллиана
2.4 Педагогические взгляды Лукреция
Глава 3. Воспитание и школа в древнем Риме
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 69.70 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение

    Глава 1.     Исторический путь развития педагогики Рима

  1. Древнейший царский период Римской цивилизации
  2. Римская цивилизация эпохи республики

    1.3      Римская цивилизация  эпохи империи

    Глава 2. Педагогические взгляды  Катона, Цицерона, Квинтиллиана

    и Лукреция

  1. Педагогические взгляды Катона
  2. Педагогические взгляды Цицерона
  3. Педагогические взгляды Квинтиллиана
  4. Педагогические взгляды Лукреция

    Глава 3. Воспитание и школа  в древнем Риме

    Заключение

    Список  использованной литературы 

    Введение

    Колыбель  Римской цивилизации город Рим  возник на юго-западе Европы, на Аппенинском полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен, населявших эту территорию. Какие племена создали Римскую цивилизацию? Это был целый комплекс племен. Первоначально на этой территории жили: Сарды, на острове Сардиния, Корсы, на Корсике, Италы, Секакны. Примерно во 2-1 тысячелетии до н.э происходит массовое переселение племен, с одной стороны- с востока, а с другой- со стороны Илирика, нынешней территории Югославии. В последствии, к моменту возникновения Римской цивилизации, наблюдалась следующая этническая картина: на севере находились Венеты, отсюда и название города- Венеция, а также Ятыги, срединную часть Аппенинского полуострова населяли Италики и Латины, от названия которых и пошло название—латинский язык и название области -Лаци, именно на этой территории и возник город Рим. Рим возник на левом берегу Тибра. Римскую цивилизацию создавали греческие колонисты создавшие свои колонии на южном и даже среднем побережье Италии, они внесли очень большой вклад в становлении цивилизации : они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с религией. Тем не менее, считается, что наибольший вклад в становление Римской цивилизации внесли племена этрусков, хотя это и спорный вопрос. Вопрос о появлении этрусков в Италии до конца не разрешен, но предполагают, что они пришли с востока, это предположение основано на том, что этрусский алфавит очень схож с финикийским. И третьим народом оказавшим огромное влияние на становление Римской цивилизации были карфагеняне, они основали свои колонии на острове Сицилия. Карфаген- государство в Тунисе, основанное финикийцами. Таким образом, можно сделать вывод: достаточно благоприятные природные условия и влияние более развитых культур способствовали развитию Римской цивилизации.

 

    

    Введем  периодизацию, определим хронологические  рамки существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем назвать не только с точностью о столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются натри периода царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики IV -1 вв. до н.э., период римской империи I в. до V в.н.э.

    Римское воспитание в каждом из этих периодов имело свои специфические особенности, обусловленные экономической и  политической жизнью римлян. Постепенно складывалась идеология, система ценностей  римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни, делами достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.1

    Рассмотрим  особенности образования и воспитания каждого из трёх периодов развития Рима.

 

    

    Глава1. Исторический путь развития педагогики Рима.

    1.1. Древнейший или  царский период  Римской цивилизации.

    Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он возник на территории области, получившей название Лаци, на стыке расселения трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население, создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима-это борьба не граждан, тех, кто не входил в 300 родов-плебеев за гражданские права. Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военоначальника, законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенат- совет старейшин, в который входили по одному представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное собрание или собрание курий-куриатные комиссии. В 7 в. до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и правят там до 510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских, произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6 разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался-пролес, это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды. Каждый разряд выставлял воинские подразделения-центурии. Кроме того, плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение, они были заменены народными собраниями по центуриям, которые имели свои голоса на 

    народных  собраниях, причем первый разряд имел более половины центурий. Это, естественно наносило удар по патрициату, поэтому был устроен заговор и Туллий был убит, после этого сенат решает упразднить институт царя и установить республику в 510 г. до н.э.

    Основной  социально-экономической ячейкой  римского общества была семья. Римская семья, по мере ослабления родовых связей усиливалась и в течение столетий продолжала оставаться основной хозяйственной и общественной единицей. Структура семьи была традиционна на протяжении столетий. Во главе семьи стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти. Все эти лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами и к ним принадлежали только те, кто имел кровную связь в семействе, а так же усыновленные ими и женщины, вышедшие замуж за его детей и внуков.

    Таким образом, семья становилась вполне самостоятельным социальным и хозяйственным организмом, но еще была заключена в систему родства, что и представляло собой gens. Gens царской эпохи и gens существовавших в республиканское и императорское время, имели свои определенные отличия, что прямым образом сказывалось на их роли в социальных отношениях среди членов общины. Род царской эпохи носил гетерогенный, общинный характер, когда родовые организации поздней эпохи уже не составляли общин, а определялись лишь общностью имени и культов, и сокращали в общем экзогамию, хотя практически люди отходили от запретов на браки даже в границах шести степеней родства. Эти явления отражают усиление роли семьи в связи с утверждением частнособственнических начал. Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось, кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел в Рим после его основания

 

    

    или жители покоренных территорий. Они  не были рабами, это были свободные  люди, но они не входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.

    Эти особенности жизни патриархального  родового Рима обусловили и характер воспитания, который можно определить краткой формулой:

    воспитание  в родовом Риме было семейным воспитанием  землевладельцев-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под  руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу- главе семьи. Мальчики

    обучались также военному искусству. В некоторых  семьях отец обучал мальчика чтению, счету, письму.2

    1.2. Римская цивилизация  эпохи республики.

    Республиканский период характеризуется острой борьбой  патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената, имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га. земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская патрицианско-

 

 
 
 
 
    

плебейская  община. Органами государственной власти являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной должностью государственного управления были цензоры, которые выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения, перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались различные принципы государственного управления: демократический принцип олицетворяло народное собрание и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат, монархический принцип-два консула, один из которых был плебеем. Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген-город, являвшийся столицей крупного и богатого государства, расположенного по островам и побережью западного Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г до н.э. по 146г до н.э. и закончились полной победой Рима, подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с лица земли.

    В результате пунических войн и победы Рима его территория сильно разрослась и обострились те проблемы, которые   были   характерны для Римской цивилизации   на   протяжении   всей ее истории, а именно: проблемы гражданства и   получения земли. В 133 г. до н.э   еще в ходе Пунических   войн   Тиберием   Гракхом,     избранному 

 

    

    народным  трибуном, сенату была предложена земельной  реформа, суть которой сводилась  к следующему: он предложил ограничить количество земли, которую получали в аренду из общественных полей граждане Рима, до 500 югеров на одного гражданина (1 югер=2523 квадратных метра), также ограничивалось количество земли во владении у одной семьи, в независимости от количества детей, до 1000 югеров. Эта реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и в конечном итоге Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты. Таким образом, земельная реформа заглохла. Но спустя 10 лет Гай Гракх - брат Тиберия Гракха, бывший наместником провинции на Сицилии- первой римской провинции, был также избран народным трибуном и предложил сенату продолжить земельную реформу, а также предоставить гражданские права союзникам Рима- италикам, так обобщенно назывались все племена , населявшие Аппенинский полуостров. Однако сенат не пошел на эти реформы. Гай Гракх также был убит. Но борьба за гражданские права, а следовательно и за землю продолжается и в 91 г. до н.э. начинается «Союзническая» гражданская война - война италиков за гражданские права, которая продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали играть какую-либо заметную роль. Первый век до н.э- это важнейший этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления - это ,в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская верхушка). Второе направление- это популяры. Сторонники этого направления требовали проведения    аграрных   реформ, предоставления гражданских   прав,

 

    

    усиление  власти народных трибунов. Одним из ярких представителей этого направления был известный полководец Гай Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения, культуру этих народов, и особенно это относится к культуре греков - эллинов. Возникло движение, названное филэлинизмом, которое выступало внедрение греческих культурных ценностей. Они изучали философию, литературу, искусство; они приглашали греков в качестве учителей для своих детей. Тогда же возникло и аппозиционное движение, которое возглавил сенатор Катон. С этой стороны утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне должны заниматься только войной. Протест некоторой части римского общества греческому влиянию - это протест коллективизма индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где он воспел славу Рима, утверждал, что Рим - лучшая политическая система в истории человечества. Единственное, что перенималось римлянами у греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания были необходимы для ориентировки.

Информация о работе Воспитание и образование в Древнем Риме