Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:51, реферат

Описание

Принцип историзма — важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их
накопления, развития и изменения.
Логопедия как часть психологической и педагогической науки (дефектологии), изучающая структуру речевых нарушений и методы их преодоления опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания и представления о правильной речи и ее формирования у детей.

Работа состоит из  1 файл

КП.docx

— 18.52 Кб (Скачать документ)

Вопросы формирования правильной речи у детей в  трудах основоположников отечественной и  зарубежной педагогики

Принцип историзма  — важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к  изучению педагогического опыта  прошлого позволяет видеть изучаемые  вопросы в процессе их

накопления, развития и изменения.

Логопедия как часть психологической и  педагогической науки (дефектологии), изучающая структуру речевых  нарушений и методы их преодоления  опирается, прежде всего, на психолого-педагогические знания и представления о правильной речи и ее формирования у детей.

Конкретная  задача данной статьи показать своеобразие  взгля­дов выдающихся просветителей и педагогов-гуманистов Запад­ной Европы и России XVII—XIX вв. на естественное формирование отдельных сторон детской речи. Это дает возможность понять исторически сложившиеся предпосылки развития системы психолого-педагогических знаний о речевых нарушениях и мето­дах их преодоления у детей, что необходимо для современного понимания логопедии как отрасли специальной педагогики.

В творчестве энциклопедистов-просветителей Западной Ев­ропы и России XVII—XIX вв. отражаются в отдельности своеоб­разные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития речи у детей. Синтез этих вопросов позволяет представить довольно-таки целостную и последовательную их систему. Круг этих вопросов касается общих сведений о языке (значение для общества и человека, развитие языка) и отражает взгляды просветителей на речь детей как объект изучения и воспитания. Здесь рассматриваются вопросы: роль речи в развитии ребенка; последовательность формирования детской речи; необходимые предпосылки образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составные компоненты устной речи (звук, слово, фраза, выразительные средства); письменная речь; правильная речь детей и возможные ее недостатки; роль упражнений в воспитании правильной речи у детей.

Напомним, что  без понимания, что такое правильная речь ребенка, не может существовать понятия о его неправильной речи. Точно также, как без понимания что такое правильное формирование речи у детей разного возраста не может быть представлений об отклонениях в развитии их речи и, следовательно, о мерах предупреждающих или коррегирующих эти отклонения или недостатки.

В анализируемых  источниках прежде всего встречаются указания на общее значение языка дл я развития человеческого общества и каждого человека. В сочинениях Коменского, Руссо, Ломоносова, Радищева, в частности, утверждается мысль, что разум и речь — это то, что прежде всего отличает нас от животных. Не будь слова, «едва были бы мы не хуже диких зверей, рассы­панных по лесам и пустыням» (Ломоносов).

Развитие  языка. Наиболее системно выражает свои взгляды на этот вопрос в своих  трудах К. Д. Ушинский. В возникновении  языка в человеческом обществе первостепенную роль, по его мнению, сыграло самонаблюдение человека. Только обращая внимание на свой мыслительный процесс, человек  смог создать отвлеченное понятие  и вместе с ним слово. Ушинский писал, что если человек хочет  выразить другому человеку, что у  него происходит на душе, то он должен обратить внимание на сам процесс, происходящий в его душе, и найти соответствующие  знаки и звуки, чтобы его понял слушатель. Из этого стремления и рождаются слова языка, «является потребность обобщения явлений, а вместе с тем, и самое обобщение, т. е. понятие

и его представитель  — слово». Самонаблюдение, свойственное только душе человека, Ушинский называл  «психическим источником речи».

Способность к членораздельным звукам он считал незначительным преимуществом человека перед животными. Главным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к  самонаблюдению, иначе бы они создали  язык. Вторым фактором «психического  источника языка» является наличие  определенной социальной среды. «Человек, выросший в одиночку, остается немым, как зверь», который может выражать определенными звуками только чувство  боли, голода.

Роль речи в развитии ребенка. Характерно, что  речь ребенка гуманисты-просветители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и  как средство его воспитания. Умение ребенка хорошо говорить Коменский  и Руссо относили к обязательной составной части его общего воспитания. По мнению Коменского мы все в детстве  учимся «знать, действовать, говорить», Поэтому основные задачи воспитания ребенка сводятся: 1) к знанию им природы  и общественных отношений, 2) к умению действовать и 3) к умению говорить. Среди элементов знаний, которыми ребенок должен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.

Оценивая  роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его  в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».

Последовательность  формирования детской речи. Я. А. Коме некий считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом Коменский обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходит с крайней неравномерностью. «Некоторые двух­летние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают тоже». Данное наблюдение позволило ему утверждать необходимость обучения речи детей, начиная с первого — второго года их жизни. Он выделял три ступени обучения: лепет (отдельные слова), связная речь, красноречие. На первой ступени должно изучаться основание языка — слова, которые в отдельности надо понимать, произносить и изменять. На второй ступени учить, как связывать из слов фразы и строить из них предложения и периоды. На третьей ступени — как из этих элементов должен вытекать поток речи, приятный и действующий на других.

Первые проявления речи ребенка — это есть плач. Когда дети начинают говорить, замечает он, они меньше плачут. Это естественный прогресс, ибо в этом случае у  ребенка один язык заменяется другим.

Работа по усвоению ребенком родного языка, по мнению Ушинского, должна, начинаться с самых первых дней и «по своей  первостепенной важности для всего  развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитателя».

Предпосылки (условия) образования устно й речи. К числу обязательных факторов детской речи относится в первую очередь наличие у детей хорошего слухового внимания, речевого слуха и

произносительных  возможностей. Уже Ж. Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают  раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются в начале их ухом также отчетливо, как нашим.

Младенец  слышит в своем окружении много  звуков и слов. Многие из них часто  повторяются. Ребенок слышит их слухом, они становятся знакомыми, и он даже привыкает их воспроизводить, вначале  совершенно не понимая их значения. Однако, это предварительное, смутное  знакомство с ними на слух и впоследствии беглость в их воспроизведении служат «существенно полезной подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи». Причем очень благоприятные условия создаются там, где ребенок с колыбели живет в такой среде, где достаточно много и о многом говорят, особенно о предметах ближайшего окружения ребенка.

Составные компоненты устной речи. К числу основных составных компонентов, составляющих устную речь человека, относятся: звуки речи, слоги, слова, фразы, а также выразительность, мелодика, темп и ритм речи.

Слова. «Человеческий  язык состоит из слов, — писал  Коменский, — которые относятся  не к чему-то несущественному, но к  пределенным вещам, явлениям. Они как бы переносят их образ из ума говорящего в ум слушающего», Он считал, что «речь тем лучше, чем более она содержит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. Ибо, именно в этом заключается преимущество человеческой речи перед словами попугаев, и преимущество разговора мудрых мужей перед болтовней старых баб». Он называл слова (развитие словаря), которые он должен уметь понимать, произносить, изменять, начиная с первого — второго года жизни.

Фразы. Для  развития фразовой речи, по мнению Коменского, детей до шестилетнего возраста необходимо обучать припоминанию и рассказыванию  того, что произошло недавно, как  ребенок действовал. Ребенок должен приучиться спрашивать и отвечать на вопросы («Если спрашиваешь и  отвечаешь на вопрос, делай это  ясно, коротко и просто»). Необходимо приучать детей твердо держать мысль  в пределах предложенной темы, и  не отклоняться в сторону.

Выразительные средства звучащей речи. К таким  средствам относится мелодико-интонационная  сторона речи: выразительность голоса, мимико-жестикуляторное сопровождение  речи, ее темп и ритмический рисунок.

Правильность  речи детей и возможные ее недостатки. Если суммировать представления великих педагогов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правильность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматическую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную громкость, уверенность и уместность использования жестикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.

Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей. В работах прогрессивных мыслителей рефреном звучит указание о необходимости  определенной системы обучения детей  правильной речи. В основе формирования такой речи должны лежать последовательно-усложняемые  и систематические упражнения. «Пока  дети еще учатся говорить, им нужно  предоставить свободу говорить и  возможно больше лепетать» (Коменский). Руссо, очарованный идиллией неторопливой сельской жизни, тоже за систему специального обучения речи детей, но он лишь против торопливости в этом обучении. Песталоцци считал необходимым для ребенка «тысячекратное повторение всех главных частей речи», что делает их ясным для ребенка, «а применение — привычным».

Он считал, что тренировка навыков правильной речи облегчает ребенку развитие способности к речи, а это недостижимо, если он предоставлен только самому себе. Поэтому необходимо всеми средствами педагогического искусства содействовать  в развитии способности ребенка  к речи «посредством последовательных рядов примеров, психологически и  мнемонически способ­ствующих образованию ребенка. Благодаря частому повторению этих примеров, они бессознательно для ребенка, почти механически внедряются в сознание и приучают ребенка к применению каждой части речи во всем объеме и значении. Практически усвоив этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, дети в состоянии соблюдать все грамматические правила и соответствующую чистоту произношения».

Информация о работе Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики