Влияние семьи на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цели: Изучение влияния семьи на формирование личности.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие личность.
Посмотреть сущность и факторы личности.
Рассмотреть методы и приемы воспитания личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Влияние семьи на формирование личности………………………….. 6
.Понятие личности……………………………………………….….……6
1.2.Формирование личности ……….….....................................................10
1.3Факторы, влияющие на формирование личности…………………….17
1.4.Влияние неполной семьи на формирование личности………….……22
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список литературы…………………………………………………..…….…..32

Работа состоит из  1 файл

курсоваяМК.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Факторы, влияющие  на формирование личности.

    Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение; 

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Проанализируем влияние  этих факторов на личность.

- Биологическая наследственность. Наследственность, присущее всем  организмам свойств повторять  в ряду поколений одинаковые  признаки и особенности развития; обусловлено передачей в процессе  размножения от одного поколения  к другому материальных структур  клетки, содержащих программы развития  на них новых особей, тем самым  биологическая наследственность  обеспечивает преемственность морфологической,  физиологической и биохимической  организации живых существ, характера  их индивидуального развития  или условия существования дифференцированных  форм жизни, невозможных без  относительного постоянства признаков  организма, хотя оно наущается  изменчивостью – возникновением  различий между организмами. Затрагивая  самые разнообразные признаки  на всех этапах онтогенеза  организмов. Биологическая наследственность  проявляется в закономерностях  наследования признаков, т.е. передачи  их от родителей потомкам.    

В отличие от многих видов  животных человеческое существо проявляет  сексуальность во все времена  года, что в большей или меньшей  степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным  и остается таким первые годы своей  жизни. Подобные биологические факты  закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия                                       дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

- Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Некоторые исследователи  придавали физическому окружению  решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин  в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота  Хантингтона, согласно которым групповые  различия в поведении личностей  в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых                                  

можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева.             Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

- Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых  ценностей. Этот набор является общим  для членов данного общества или  социальной группы. По этой причине  представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению  к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие  модальной личности, воплощающей  в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим  членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

-  Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения, т.е. групповой опыт.  Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

- Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе который он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Влияние неполной  семьи на формирование личности.

   Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйств, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семья также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: деторождение, сексуальные отношения, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам  пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных  реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человек поддержку, принятие, реакцию.

В семье находят отражение  все социальные проблемы, характерные  для современного общества, поэтому  к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальных проблем – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным. Существуют также специфизические  технологии, предназначенные для  оказания помощи семье как таковой.

В настоящее время в  Российской Федерации насчитывается  более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья, состоящая  из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких детей  в структуре населения Российской Федерации 

Нуклеарная семья может  быть полной или неполной. Количество неполных семей составляет 12 процентов  с преобладанием неполной семьи, в которых ребенка воспитывает  одна мать. Неполная семьи может  стать либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой женщины.

Полнота состава  семьи.

По полноте состава  семьи подразделяются на полные и неполные. Полной семьей большинство исследователей считают семью с супружеской парой, независимо от того, есть у этой пары дети или нет. Например, бездетную пару не следует считать в строгом смысле семьей, поскольку она не соответствует двум из трех видов родственных связей между членами семьи (супружество, родительство и родство), которые он включает в свое определение семьи. В бездетной семье есть только супружество. По мнению же В. А. Борисова, это все-таки семья, но неполная. Однако почти все остальные специалисты по изучению семьи считают брачную пару полной семьей, даже в случае ее бездетности.

К полным семьям обычно причисляются и свободные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан, заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца. Но на практике, далеко не все неродные родители хотят и могут заменить родных отцов и матерей и отнюдь не все дети принимают их как родителей. Нередко бывает, что отчим остается чуждым для ребенка своей жены не оттого, что плохо относится к ребенку, а оттого, что сам ребенок после развода сохранил тесные отношения с родным отцом и вообще не понимает, почему мать с ним развелась и привела в дом чужого человека.

Неполной обычно считается  семья одинокой матери или отца с детьми. При этом дети могут быть и совершеннолетними. Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители или родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже неполная, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении.

Неполными можно считать  и семьи, в которых дети живут с дедушкой и/или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

В этих случаях, даже если старшее  прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения  в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками. Чаще всего такие семьи тоже образуются из-за полного распада родительских семей.

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им. Структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным. Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д. Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины – это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца. Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи —морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности