Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание

Предмет - причины неуспеваемости учащихся
Цель — определение типичных трудностей младшего школьника с различным уровнем самооценки, вызванных неуспеваемостью, v путей их преодоления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности развития самооценки младших школьников, имеющих трудности в обучении.
3. Изучить причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
4. Определить направления и содержание развивающей работы по оказанию помощи ребенку.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема успешности в обучении и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
1.2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника.
1.3. Основные пути преодоления неуспеваемости младшего школьника.
Глава 2. Основные пути и средства преодоления трудностей в обучении в младшем школьном возрасте
2.1. Характеристика особенностей развития самооценки в младшем школьном возрасте.
2.2. Исследование типичных причин неуспеваемости младшего школьника.
2.3 Методика коррекционной работы с неуспевающими детьми.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 487.50 Кб (Скачать документ)

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

2.3. Результаты исследования методики

 

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения на I этапе мы выявили успешность обучения детей в 3 классе. На II этапе мы выявили особенности самооценки детей. На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.

Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Показатели успешности обучения детей 3-го класса

 

п/п

Фамилия, 3-в класс

Русский язык (устно)

Математика

Природоведение

ИЗО

Музыка

Физкультура

Труд

Поведение

Средний балл

1.

Беженарь А.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

2.

Бутук Т.

4

4

4

5

5

5

5

5

4,5

3.

Даренских С.

4

3

4

4

5

5

5

4

4,3

4.

Завязкин Ж.

4

4

4

5

5

5

5

5

4

5.

Минапов И.

5

5

4

5

5

5

5

5

4,3

6.

Михальская Л.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

7.

Михальская Я.

4

4

3

4

5

4

4

4

4

8.

Майер В.

3

3

3

4

4

5

4

4

3,8

9.

Машталер В.

5

4

4

4

5

5

4

4

4,4

10.

Островская К.

4

4

4

4

4

5

4

4

4,1

11.

Печерский В.

4

4

3

4

5

5

3

4

4

12.

Родованов Д.

3

3

3

3

5

5

3

3

3,5

13.

Светличный Э.

5

5

4

5

5

4

4

4

4,5

14.

Тишков А.

3

3

3

4

5

4

4

4

3,7

15.

Крыско Ж.

3

3

3

5

4

4

4

3

3,6

Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.

К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.

              На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.

              К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.

         Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение оценок в 3-ом классе

 

В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблице 2.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Самооценка учеников 3-го класса

 

 

п/п

Фамилия, 3-в класс

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

1.

Беженарь А.

2

3

Завышенная

2.

Бутук Т.

3

3

Адекватная

3.

Даренских С.

3

4

Завышенная

4.

Завязкин Ж.

3

3

Адекватная

5.

Минапов И.

4

4

Адекватная

6.

Михальская Л.

3

3

Адекватная

7.

Михальская Я.

4

3

Заниженная

8.

Майер В.

3

3

Адекватная

9.

Машталер В.

5

4

Заниженная

10.

Островская К.

4

3

Заниженная

11.

Печерский В.

5

4

Заниженная

12.

Родованов Д.

3

3

Адекватная

13.

Светличный Э.

3

3

Адекватная

14.

Тишков А.

3

4

Завышенная

15.

Крыско Ж.

4

4

Адекватная

 

Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).

Когда мы задавали вопрос детям третьего класса: «Каким учеником ты себя считаешь?» они были способны выделить слабого, среднего и сильного ученика.

На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 53,3% детей ответило «нет» и 46,7% – «да». Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей  экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

 

 

66

 



Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте