Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:47, реферат
Оценивая влияние, которое православие могло бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ христианского вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Докучаев Денис Сергеевич
студент 5 курса, кафедра естественных и гуманитарных дисциплин, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Алтайский филиал, г. Бийск,
Апанасенко Ольга Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Алтайский филиал, г. Бийск
  В настоящее время 
одной из наиболее острых и 
обсуждаемых проблем, 
Правомерность места, занимаемого религией в нашем обществе, ни у кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности души, на истинную, а не номинальную свободу вероисповедания.
Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и приобщение молодежи разных возрастов к православной церкви и православной христианской религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями лет, неоспоримо велико.
Оценивая влияние, которое 
православие могло бы оказать 
на детские души при внесении преподавания 
его канонов в учебные планы 
и программы 
Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного нововведения.
Попытаемся разобраться 
и взглянуть на эти проблемы с 
самых общих позиций. Религия 
традиционно связана с 
В религии духовность — разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная) — есть Дух Божий и дух гордыни. Священник О.А. Мень определял духовность как уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с «высшим планом бытия».
В обыденном словоупотреблении «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним из основных существенных видовых признаков человека. Вся жизнедеятельность человека, определяемая условиями социального бытия, морально-правовые установки несут на себе печать индивидуальной духовности.
В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Мы фиксируем огромный рост случаев девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом.
Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.
Религия относится к разряду 
социальных явлений, которые всегда 
будут нам сопутствовать. Православная 
церковь играла огромную роль в политической 
и духовной жизни России. Мотивы 
введения вероучения в образовательный 
институт были установлены многолетней 
традицией российской образовательно-воспитательной 
системы и подкреплены 
Обращаясь к работам ученого В.В. Зеньковского, можно отметить, что он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени сформированности его психических качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта русских детей такими сокровищами, как православная молитва и жития святых и героев Отечества.
Но в настоящее время 
в области образования 
Важно подчеркнуть, что православно-
Русская Православная Церковь 
подчеркивает необходимость обеспечить 
«право верующих детей и их родителей 
на получение общедоступного религиозного 
образования» и выражает «крайнюю озабоченность 
сохраняющейся и углубляющейся 
монополией материалистического 
Конечно, обращение к религии так же, как и избрание веры, дело сугубо личное. Закон гарантирует гражданам свободу выбора того, какими этическими нормами им руководствоваться в своей жизни.
 В общеобразовательных 
школах, к сожалению, пока не 
накоплено достаточно 
Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне зависимости от своих мировоззренческих ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как важной форме общественного сознания. Агрессивный и грубый атеизм несовместим с гуманистическим воспитанием. Вместе с тем, нельзя забывать, что согласно Конституции РФ государственное образование имеет светский характер.
Что можно разработать и внедрить в практику педагогического процесса?
Это выпуск стенгазет, диспуты, 
конкурсы рисунков на библейские сюжеты, 
экскурсии в культовые 
С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и ее памятники», «Из истории религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества» и др. [3, с. 17].
Преподавание религиозных 
дисциплин в светской школе — 
дело новое. И родители школьников, 
и сами учителя недостаточно ориентируются 
в этом вопросе. По данным центральной 
печати, 78 % старшеклассников выступают 
именно за культурологический подход 
к изучению религии, а не как к 
«Закону Божию». Прежде всего преподавателям 
необходимо совершенствовать собственные 
знания по теории и истории религии. 
В библиотеках имеется обширная 
литература по этим вопросам — как 
атеистическая, так и религиозно-
Религиозные центры России в 
последнее время издали дореволюционные 
пособия по «Закону Божию» и катехизисы. 
Ими могут воспользоваться 
В некоторых вузах приступили 
к подготовке и переподготовке преподавателей 
религиоведческих дисциплин, для них 
организованны краткосрочные 
Однако нельзя забывать, что преподавание религии в школе должно быть, безусловно, свободно от всякого насилия. Достичь этого можно, отказавшись от системы баллов, наград, наказаний и домашних заданий.
Светская школа должна 
формировать морально-
Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование — одно из важнейших по своей методологической значимости [3, с. 22].
Религиозное просвещение 
школьников и студентов помогает 
восполнить значительные пробелы в 
их знаниях относительно «вечных 
вопросов» жизни и 
На сегодняшний день мы имеем дело с поколением, готовым принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети нового сознания имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и действия окружающих взрослых.
Если религия станет одной из форм, посредством которой удастся донести до осознания детей духовные ценности таким образом, чтобы их сознание оставалось природно-целостным и здоровым, поддерживалась гармония в их развитии, то мы сможем сохранить и взрастить потенциал молодого поколения. Религия — это сила, которая позволит возвратить человечество к нравственности и пробудить человека, избавить его от материальной зависимости.
Подводя итог нашим соображениям по данной проблеме, важно определить педагогические основы организации преподавания религии в школе. Назовем наиболее значимые из них для нашего времени. Преподавание следует вести с учетом возраста учащихся и их умственных сил. По возможности избегать схоластики в изложении религиозных истин. Преподавание религии должно быть соотнесено с практикой использования правил христианского учения в жизни.
Наши соображения, разумеется, 
далеко не исчерпывают сложную 
Информация о работе Влияние религии на духовно-нравственное воспитание школьников