Влияние ИКТ на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:54, реферат

Описание

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Работа состоит из  1 файл

my_zhivem_v_xxi_veke.docx

— 284.75 Кб (Скачать документ)

 

Влияние ИКТ на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников


 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Гатаулина Н.С.

Место работы: МБДОУ ЦРР-Детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества - это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой  частью современной культуры.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который  интересен ребенку. Компьютер несет  в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго  привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание  рассмотреть, действовать, играть, вернуться  к этому занятию вновь.

Современные коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей и ознакомления с мировыми шедеврами живописи, "живыми" книгами, "говорящими" словарями  на разных языках, просмотра обучающих  детских программ, в которых детям  рассказывается об истории нашей  цивилизации, народах и странах  мира и многом другом.

 

 

 


В отличие от обычных технических  средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим  образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально  в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью  обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые  средства деятельности, которые принципиально  отличаются от всех существующих игр  и игрушек. Все это предъявляет  качественно новые требования и  к дошкольному воспитанию - первому  звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного  воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно  возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных  приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют  увеличить объём предлагаемого  для ознакомления материала. Кроме 

того, у дошкольников один и тот  же программный материал должен повторяться  многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

 

 

 

 

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно  использовать для индивидуальных занятий  с детьми, опережающими сверстников  в интеллектуальном развитии или  отстающих от них; для развития психических  способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.


Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают  навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения  своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает  время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование  компьютерных средств обучения также  помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое  значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными  задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к  овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного  анализаторов, что с успехом достигается  на занятиях с использованием компьютера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер может войти в жизнь  ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными  в общественной форме игровых  способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом  поле игр. Ребенок обнаруживает способность  наделять нейтральный (до определенного  уровня) объект игровым значением  в смысловом поле игры. Именно эта  способность является главнейшей психологической  базой для введения в игру дошкольника  – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое  мышление, развитое воображение, способность  к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению  творческих способностей детей. По сравнению  с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом  преимуществ:


  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

 



Информация о работе Влияние ИКТ на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников