Вклад Леонардо да Винчи в анатомию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:08, реферат

Описание

Цель:


 Выяснить какое значение Леонардо да Винчи сделал для анатомии
 Как повлияли его открытия на современную анатомию
 Каким образом он проводил свои исследования

Содержание

Введение……………………………………………………………

Биография Леонардо да Винчи……………………………………………

Вклад Леонардо да Винчи в анатомию………………………

Заключение………………………………………………………

Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по анат..doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Эти рисунки - бесспорное подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум. Гений художника и инженера-математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы. Леонардо полагал, что "истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них ".

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни (1481-1500 гг.). Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья (рис. 2). Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года. На верхнем рисунке изображена область скуловой кости и вены лобно-височной области. Леонардо да Винчи зарисовал надглазничные вены и поверхностную височную вену, которые впадают в переднюю и заднюю лицевые вены. Отмечен анастомоз надглазничной вены со слезной ветвью глазной вены. Далее надглазничная ветвь, проходя вдоль края орбиты, проникает в нижнеглазничное отверстие (for. infraor-bitale) и соединяется с другими ветвями угловой и лобной вен.

На изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы Леонардо да Винчи - первый, кто изобразил фронтальную пазуху. Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. Текст под этим рисунком таков: "Впадины глаз и костей, являющихся опорой щек, а также образующих формы носа и ротовой полости, имеют идентичную глубину и заканчиваются вертикальной линией ниже точки общих чувств и каждая из этих впадин так же глубока, как и каждая третья часть человеческого лица, которая проходит от подбородка до волосяного покрова ".

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Леонардо да Винчи –самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта - острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира. Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне. Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр.

До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что "... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать... ". А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель ".

Кроме этого Леонардо - основатель динамической анатомии как науки. После смерти Галена за 13 веков не появилось почти ни одного нового исследования о строении человеческого тела. Учение Галена и Гиппократа превратилось в догму. Вопросами анатомии Мастер занимался всю свою жизнь.
Занимаясь анатомией, Леонардо отпрепарировал около 30 трупов, что позволило ему досконально изучить и зарисовать строение человеческого тела. Изучая особенности мужского и женского организма, Мастер попутно пытался понять все те сложные процессы, происходящие в организме человека. Леонардо хотел постичь человека полностью: «…начинай свою Анатомию с совершенного человека, затем сделай его стариком и менее мускулистым, затем продолжай, обдирая его постепенно вплоть до костей. А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матки». Леонардо полностью проследовал данному самому себе предписанию, более того, он изучил также анатомию некоторых животных, сопоставляя ее со строением человеческого тела. Человека Мастер назвал «первым животным из животных».
Динамическая анатомия – изображение органов в разных ракурсах. Свои рисунки, изображающие органы в разных положениях, Леонардо именовал dimonstrazioni. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные случаи, которые подчинены одинаковым правилам».
Анатомические рукописи представляют собой высказывания, одни из которых сегодня, много столетий спустя, наука утвердила, а другие опровергла. Так, правильное утверждение о трехстворчатом клапане соседствует с совершенно несуразной теорией о крови. По Леонардо, кровь состоит из тонкой части и грубой, которая остается в сердце на всю жизнь. Именно наличием второго компонента Леонардо объясняет перерождение сердца у стариков. Но несмотря на многие ошибки, все же не следует уменьшать значение работ Леонардо да Винчи для развития анатомии: «…я открываю людям происхождение первой (а может быть второй) причины их бытия…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Крылов «Истоки нейрохирургической анатомии в рисунках и записках Леонардо да Винчи »

2.      Волынский А.Л. «Жизнь Леонардо да Винчи»

3.      Жданов А.Д. «Леонардо да Винчи»

4.      Токотин М.А. «Леонардо да Винчи в истории анатомии  и физиологии»

5.      Леонардо да Винчи «Анатомия. Записки и рисунки» / перевод с итальянского М.В. Кондратьевой и З.Б. Подкопаевой

             

 

 

 



Информация о работе Вклад Леонардо да Винчи в анатомию