Вклад А.М. Леушиной в математическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:34, реферат

Описание

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Работа состоит из  1 файл

Вклад А.М. Леушиной.docx

— 25.33 Кб (Скачать документ)

 

Методика  формирования математических представлений  продолжает поиск оптимальных условий  обучения дошкольников. Разработаны  подходы к развитию познавательных интересов к математике у старших  дошкольников.

 

Добиться  успешного усвоения учебного материала  позволяет использование различных  методов. Приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит  от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала  и этапа занятия.

 

Методика  формирования математических представлений  продолжает поиск оптимальных условий  обучения дошкольников. Разработаны  подходы к развитию познавательных интересов к математике у старших  дошкольников.

 

Несмотря  на теоретическую обоснованность дидактических  условий обучения математике в дошкольных учреждениях, В. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у  детей.

 

Повысились  возрастные возможности детей в  усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение  взрослых к воспитанию и образованию  детей. Учителям и воспитателям представляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников.

 

Поэтому главной проблемой педагогов  — воспитателей дошкольных образовательных  учреждений является на сегодня проблема реализации этих программ на уровне образовательных  технологий.

 

Ориентировка  в обучении дошкольников только на конкретные предметные способы действий, затрудняет обучение в начальной  школе, когда приходится действовать  на уровне абстрактных понятий. Все  это порождает ряд вопросов: «Как учить результативно?», «Как готовить к школе?», «Как повысить интерес  к математике?». Ответ на них требует  исследовательского решения.

 

Вариативность зачастую приводит к снижению качества образования, неоправданному росту  требований к поступающим в школу и перегрузке детей. Подготовка к школе часто рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. Создатели программ и учебников игнорируют закономерности психического развития ребенка, а воспитатели используют «школьные» технологии: фронтальные занятия по предмету, вербальные методы обучения, систематический контроль за усвоением знаний. Тем самым осуществляется недопустимая акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования.

 

Ряд авторов, например, в программе «Истоки», связывают успех математического  развития детей с расширением  информационной насыщенности содержания обучения, иногда за счет школьных программ.

 

Авторы  программ «Детство», «Развитие», «Школа 2000» выступают за обогащение содержания, направленного на развитие у детей  интеллектуальных способностей и формирование научных представлений и понятий, умение грамотно строить математические высказывания. Акцент делается на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм и методов  работы, которые реализуются на основе личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

 

Практика  показала, что стихийное формирование математических представлений у  детей дошкольного возраста как  факт происходит, но эти представления  формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное  же знание рационально, осознанно приложимо  к различным многообразным ситуациям, ибо имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только при общении со специально организованным материалом, под непосредственным руководством педагога.

 

Такая математическая подготовка очень важна  не только с предметной, сколько  с психологической точки зрения. В этот период ребенок постепенно адаптируется к новому ведению мира и приучается к специфике количественной оценки окружающей действительности. С точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходят тогда, когда ребенок научается видеть отдельные детали «цельного» объекта или отдельные элементы множества как «цельной» группы.

 

Не  случайно все психологические тесты  готовности шестилетнего ребенка к  школе построены на определении  им адекватности восприятия не количественных характеристик, а формы: ее распознавании  и воспроизведении. Требования к  определению ребенком количественных характеристик (счет, число) обычно привносятся  дополнительно инициативой школьных учителей, ведущих прием детей  в школу, то же самое можно сказать  о манипулировании числовыми  характеристиками множеств или объектов (арифметические действия, решение  задач).

 

При этом для успешного становления  восприятия указанных характеристик (количественных и пространственных) у ребенка, в достаточной мере, должна сформироваться операция анализа, позволяющая производить выделение  нужной характеристики рассматриваемого явления и абстрагирование от других, не существенных для данного  процесса признаков. Например, при решении  арифметической задачи важны только количественные характеристики объектов и тип связи между ними, характер же объектов является несущественным признаком. При непонимании этого  ребенок подходит к каждой задаче как к самостоятельной проблеме, не видя общность задач «про зайчиков»  и про «редиски».

 

Становление же операции анализа, как доказано психологами, не является самостоятельным и тем  более быстро идущим, не требующим  коррекции процессом. Операция анализа  формируется в неразрывной связи  с предшествующей ей операцией синтеза, а качество их сформированности в  значительной мере зависит от технологии формирования. При этом выявление  сходства и различия форм и количественных характеристик объектов и групп  объектов требует от ребенка умения проводить операции абстрагирования  от несущественных признаков, сравнения  и обобщения выделенных признаков, проведения аналогии с уже известными и освоенными понятиями и действиями и т. п.

 

Таким образом, важнейшим итогом предшкольной математической подготовки ребенка  является не только и не столько  накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и  любого другого обобщенного содержания.

 

Следовательно, успешность школьного обучения во многом зависит от физической, личностной и умственной готовности ребенка  к деятельности в совершенно новых  для него условиях жизни, предъявляющих  ему новую, ранее неизвестную  систему требований, ставящих перед  ним новые, ранее не встречавшиеся  задачи.

 

Решением, ответа на вопрос, что же составит предшкольную подготовку детей и кто будет  ее осуществлять, может служить организация  непрерывного дошкольного — школьного  образования.

 

Преемственность между данными звеньями предполагает, во-первых, определение общих и  специфических целей образования  на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования; во-вторых, связь и согласованность  каждого компонента методической системы  образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).


Информация о работе Вклад А.М. Леушиной в математическое образование