Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание

Постиндустриальные страны переживают бурно развивающийся процесс глобализации (науки, рынка индустриальных и образовательных услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Дистанционное обучение: модели и формы…………………..5
Преимущества дистанционного обучения………………………...5
Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении………………………………………………………………………..8
Типы и модели организационных структур…………………..…13
Глава 2. Дистанционное обучение: проблемы и их решения………...17
2.1. Дистанционное обучение в других странах…………………….…17
2.2. Недостатки дистанционного обучения……………………………20
2.3. Возможные пути решения проблем дистанционного обучения…23
Заключение…………………………………………………...…………24
Использованная литература………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 46.21 Кб (Скачать документ)

  • Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение).
  • Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
  • Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим"). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми 
    "э-лекциями" (электронными лекциями).
  • Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.

 

1.3. Типы и модели организационных структур дистанционного обучения

Основные типы организационных  структур университетского дистанционного образования включают в себя:

    • Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах
    • Консорциум университетов
    • Открытые университеты
    • Виртуальные университеты

Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение  организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться  новый тип организационной структуры  дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные  образовательные услуги оказывает  специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов  предлагает набор курсов, разработанных  в различных университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение  ученых степеней. В 70-х и 80-х годах  во многих странах были учреждены  национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные  принципы заочного обучения. Но в целом  открытое образование привнесло  много нового в образовательную  систему. Принцип открытости образования  означает свободу зачисления в число  обучаемых и составления индивидуального  учебного плана, а также свободу  места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная  образовательная среда, в которой  обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.

В основе новой системы  образования лежит принцип открытости, который применительно к высшему  образованию означает:

    • открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
    • открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
    • свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
    • свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

Проведение принципа открытости привело к значительным организационным  новшествам, которые стали практически  осуществимы именно благодаря внедрению  новых технологий хранения, переработки  и передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая  модель дистанционного образования  на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.

Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.  В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

Организационно-методические модели дистанционного обучения.

Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).

Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Автономные образовательные  учреждения, специально созданные для целей дистанционного обучения. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне.

Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Неформальное, интегрированное  дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

 

Глава 2. Дистанционное  обучение: проблемы и их решения

2.1. Дистанционное обучение в других странах

В середине 60-х годов некоторые  американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения  для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к  образованию Национального Технологического Университета. К 1991г. Национальный Технологический Университет превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы Национального Технологического Университета на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.

Многие из получивших степень магистра Национального Технологического Университета отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт Национального Технологического Университета был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. Национальный Технологический Университет практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход Национального Технологического Университета составил 13.5 миллионов долларов.

По программам дистанционного образования в США работает сегодня  и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных  областях науки, бизнеса, управления. Дистанционные образовательные курсы, передаваемые по четырем TV-образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах. Вооруженные силы США используют спутниковое дистанционное обучение для своих служащих. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать дистанционные образовательные курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета Нью-Йоркской Технологической Школы уже несколько лет дает дистанционные образовательные курсы морякам на кораблях, находящихся в плавании. Всего, телеобучающая сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение в США имеют станции дистанционного образования штатов. Многие из них базируются на спутниковых телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

За пределами Северной Америки дистанционное образование  в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются  правительством. Первоначально европейская организация дистанционного образования, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. Система дистанционного образования в Европе получила интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов дистанционного обучения.

Испанский Национальный Университет  Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом.  В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием дистанционного образования. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском дистанционном образовании все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией дистанционного образования стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

Дистанционное образование развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные обучающие программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.  Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express.  Многие из этих систем значительно опережают системы дистанционного образования, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса