Василий Александрович Сухомлинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:00, реферат

Описание

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
“На любви к детям держится мир”. Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле че

Работа состоит из  1 файл

Василий Александрович Сухомлинский.docx

— 39.53 Кб (Скачать документ)

 

4.Противоречивые оценки  педагогических взглядов данного  педагога

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз  те слова, которые необходимы, чтобы  найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных  эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с  чем-то близким и дорогим.

Слово должно быть емким, иметь  глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся  пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

В воспитательной работе важно  и содержание материала, и тон  разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя  находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда “мудрость воспитателя  привлекает, одухотворяет воспитанников  цельностью, красотой идейно-жизненных  взглядов, морально-этических принципов”. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют  нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное  темными словами. Сухомлинский подчеркивал: “Корень многих бед воспитания как  раз в том, что зачастую питомца  призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто  не несет”.

Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние  физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек  любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень  важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение  о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные  задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что  он может дать для общества, но и  о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки  каких-то способностей. Эти задатки  как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит  в неразрывной связи трудового  воспитания с другими сторонами  воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К  этому выводу Василий Александрович  пришел благодаря собственному труду.

В целом говоря о противоречиях  в педагогических взглядах Сухомлинского, самым основным является то, что  он считает, что главное научить  ребенка ценить внутреннюю красоту, не замечая материального, но все  же материальное так же является очень  важным аспектом педагогического воспитания.

 

5.Предшественники и последователи

Предшественниками великого Сухомлинского были не менее великие  педагоги того времени.

Благодаря подвижническим усилиям  собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый труд Н. М. Карамзина “История государства  Российского” (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это  был первый цельный взгляд на русскую  историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь на источники, рассказал, описал историю. Поскольку  он был не только историком, но и  известным писателем, созданная  им история была написана литературным языком. Современники читали ее с огромным интересом. Весь труд Карамзина был  связан одной основополагающей идеей, — создание национального государственного могущества России. Поскольку, по мысли  Карамзина, к этому могуществу привели  Русь ее государственные деятели  то внимание было уделено именно русским  Великим князьям и царям. Эта односторонность взгляда историка была отмечена уже современниками, которые критиковали его за это Подход Карамзина к истории России, метод ее изложения, к сожалению, были активно использованы в 30— 40-е гг. для создания властями официальной исторической доктрины. Карамзин же за свой труд был назначен первым в истории России официальным государственным историографом.

В 30—50-е гг. историческая наука в России оказалась под  жестким государственным контролем  и строгой цензурной опекой. Шаг  вперед она смогла сделать в пореформенный  период 60—70-х гг. XIX в. Именно тогда  в исторической науке стало формироваться  довольно широкое либеральное направление, которому приходилось отстаивать свои позиции в борьбе с официальной  идеологией. Среди виднейших русских  историков второй половины XIX в. отметим  и В. О. Ключевского (1841—1911 гг.), чей  труд оказал решающее воздействие на становление отечественных исторических школ.

Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить  и почти забытого историка Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.) . Между тем он задолго  до европейских ученых разработал основные принципы культурно-цивилизационного подхода к изучению исторического  процесса. Именно он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и впервые под  этим углом попытался рассмотреть  славянскую цивилизацию. Таким образом, в начале XX в. историческая наука  находилась на подъеме. Она стояла на пороге новых исторических открытий. Вполне мог состояться значительный рывок вперед. Однако этого не произошло.

После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного  политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк  обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно  верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И, В. Сталина для обеспечения  единого толкования исторического  процесса была создана концепция, ставшая  для историков нормативной. Она  нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике “История ВКП (б) . Краткий  курс” . Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну.

После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и  историков. А в начале 30-х гг. среди  историков была проведена чистка, в результате которой около 130 из них оказались в числе репрессированных. Среди них были такие крупные  специалисты, как С. Ф. Платонов, академики  Н. П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье и многие другие. В таких  условиях партийной опеки советская  историческая наука продолжала, по сути, находиться вплоть до середины 80-х  годов нашего времени. Хотя после  смерти Сталина были и периоды  некоторого смягчения идеологического  диктата, особенно в период “оттепели” 50—60 гг. И тем не менее было бы неверным считать, что в советский  период развитие исторической науки  было парализовано полностью. Даже в  этих тяжелейших условиях появлялись серьезные научные труды, которые  и сегодня представляют ценность.

В начале 80-х гг. в связи  с провозглашенной М. С. Горбачевым политикой перестройки и гласности  в исторической науке произошел  своеобразный “обвал”, последствия  которого мы переживаем сегодня. На историков  хлынул шквал неизвестных ранее  документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны, работы зарубежных коллег. Это явилось для исторической науки не только долгожданным событием, но и испытанием.

Литература разделилась  как бы на две ветви. За рубежом  были опубликованы такие произведения, как «Архипелаг Гулаг», «В круге  первом», «Раковый корпус» А.И. Солженицына; «Ожог» и «Остров Крым» В. Аксенова, «Иностранка» С. Довлатова, «Жизнь и  приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Заглянуть в бездну»  Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский за свои произведения был удостоен Нобелевской премии. В 1975 г. было введено  обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей — низкой. Попытки обучить  школьников производственным профессиям имели малый успех. Но в целом  уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким  по мировым стандартам.

Расходы государства, органов  местного самоуправления на нужды образования  увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к XX в уже 300 млн. Тем  не менее в плане финансового  обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, расходы на просвещение в  России, население которой по численности  превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие  расходы в Англии лишь в 1,5 раза. Конец XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской  мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных  идейных исканий расцвела русская  религиозная философия, ставшая  одним из наиболее ярких, если не самым  ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом  стало творчество плеяды блестящих  философов - Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Е.Н.Трубецкого,  П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других. Опираясь на соответствующие  традиции русской философии, они  утверждали приоритет личностного  над социальным, видели важнейшее  средство гармонизации общественных отношений  в нравственном самосовершенствовании  личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала  одной из вершин мировой философской  мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии  истории и другим вопросам, вечно  волнующим человеческий ум.

 

Заключение

“На любви к детям держится мир”. Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной  в деле воспитания. Василий Александрович  Сухомлинский из их числа. “Что самое  главное было в моей жизни? Без  раздумий отвечаю: любовь к детям” - так писал он в главной книге  своей жизни “Сердце отдаю  детям”. И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке.

Десятки, сотни нитей, духовно  связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут  к человеческому сердцу, это важнейшее  условие дружбы, товарищества учителя  и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней  школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: “Человеческой  силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть  человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь  минуты, когда трудность покажется  вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому  пути”.

В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

 


Информация о работе Василий Александрович Сухомлинский