Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Одной из альтернативных педагогик, существующих с первой четверти XX века, представляющих собой педагогику свободного воспитания, стала вальдорфская педагогика Вальдорфская педагогика — это целая система взглядов на воспитание и образование ребенка от 0 до 17 лет. Да и фигура ее основателя Рудольфа Штайнера, философа, создателя антропософской духовной науки, которая и является научной основой педагогики, слишком сложна, чтобы не вызывать разногласий.
Вальдорфская педагогика основана на уважении к детству, на утверждении ценности каждого возраста, а детства в особенности. Ребенок — это не недозревший взрослый, это существо самостоятельное, у него свои задачи развития. От рождения он приносит с собой две особенности: способность к подражанию и огромную силу воли. Воля ребенка — это склонность к действию. Он хочет узнавать, действуя.

Работа состоит из  1 файл

вальдорфская педагогика2.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

      Вальдорфские  игрушки

      На  деревянных полках, расположенных вдоль  стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

      Группа  детского сада

      Вальдорфские  детские сады принимают детей  от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны5.

      Глава II. Опыт вальдорфской педагогики в системе

      дошкольного образования

      2.1. Описание опыта использования вальдорфской педагогики

      Уже три года в нашем саду используют элементы вальдорфской педагогики. Но работать по этой системе в целом мы не можем - у нас ведь существуют государственные образовательные стандарты. И наши дети должны быть в равных условиях с остальными детьми, которые поступают в первый класс. А главная цель дошкольного образования - подготовка детей к школе. Поэтому мы используем только элементы вальдорфской системы, такие, как гуманистический стиль общения, вовлечение детей в творческий процесс. Взяли на вооружение и лишь некоторые приёмы - рассказываем сказки. Особую роль в воспитании ребенка играет сказка. «Сказка — питание души», писал Р. Штайнер. Искусство слова — одно из самых верных инструментов воспитания чувств. Когда ребенок погружается в рассказ, его внутренний мир приходит в сильное движение и начинают развиваться чувства, необходимые человеку для душевной жизни. Но ребенок еще мал, он находится в постоянном развитии, и поэтому вместо готовых понятий ему надо дать понятия, которые могут развиваться вместе с ним. Такие понятия-образы можно найти в народной сказке.

      Сказка  в нашем саду не читается воспитательницей, а рассказывается, несколько дней одна и та же. Иногда дети рассказывают сказку сами, разыгрывая кукольный спектакль. Надо ли говорить, что такая деятельность — это прекрасная форма работы по развитию речи.

      А также занимаемся с детьми рукоделием.

      2.2. Рекомендации для родителей по использованию опыта вальдорфской педагогики

       Говорят, что вальдорфская педагогика — это педагогика без слов «нет» и «нельзя». Как это осуществить дома?

        Вместо призывов, нотаций попробуйте проигнорировать агрессивное поведение и переключить ребенка в содержательную деятельность; старайтесь поддерживать инициативу ребенка и говорить «нет» только в том случае, когда требования могут причинить серьезный вред ему или другому человеку.

      Ребенок не хочет убирать игрушки? А может, их не убирать надо, а играть в игру, которая называется «Кто первый сложит игрушки?» или «Найди потерявшуюся игрушку». Попробуйте окончание игры и уборку игрушек развить из самой игры. Если дети ставили спектакль, то с его окончанием «артисты» должны разъехаться домой. Ну и ли хотя бы должен наступить антракт. Переключение ребенка на активную содержательную деятельность — это еще и хороший способ борьбы с кризисом трех лет, гораздо более продуктивный, чем наказание за капризы и упрямство.

      Мы часто действуем по методу «кнута и пряника» и ведем себя по схеме: сделал ребенок что-то плохо — отругали, наказали, лишили чего-то, сделал хорошо — похвалили, разрешили, купили. И мы получаем безграничные возможности манипулировать своим ребенком. Только не думаем, к чему такие манипуляции приведут. А приведут они, скорее всего, к несамостоятельности вашего ребенка.

      Непросто воспитать такие качества, как независимость, с одной стороны, а с другой — отсутствие демонстративности. Не будем совсем отказываться от оценки и самооценки, все равно не получится, что толку себя обманывать. Попробуйте для начала так: фиксируйте свое внимание не на успехах или неудачах ребенка, а направляйте интерес ребенка на само дело, которым он занимается.

      Мы привыкли объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», приводя детям положительные, на наш взгляд, примеры: «Ты посмотри, как он любит маму: он ее слушается — быстро одевается». Вряд ли ваш малыш проникнется уважением к соседу после такого заявления. Не говоря уже о том, что возникает ложная цепочка: любить — значит быстро одеваться. Вальдорфская педагогика отказалась от этого способа.

      Мы делаем оценку орудием воспитания даже для самых маленьких детей: «Смотрите, Оля лучше всех нарисовала» или «Опять ты медленнее всех шьешь?» Повторяя это изо дня в день, не воспитаем ли мы людей с завышенной или заниженной самооценкой, с комплексами? Вспомните известное высказывание Песталоцци: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой».

      Правильнее оценивать деятельность ребенка, а не его личность. Иначе впоследствии он будет делать что-либо только ради похвалы или во избежание порицания, а не ради самого дела. Совсем без внимания деятельность ребенка тоже нельзя оставлять, но если он даже просто видит заинтересованность, участие взрослого, это и будет лучшей оценкой. Кстати, в вальдорфской школе детям до старших классов не ставят оценки в баллах. Это не упрощает работы учителя, так как он лишается одного из орудий управления учениками.

      Заключение

      Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что период дошкольного детства — это уникальный период жизни, перед которым стоят свои особые задачи.

      К этому возрасту нельзя подходить с мерками, оценками и целями, почерпнутыми из других, более поздних периодов. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой именно тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для данного периода. Из этого положения, которое теоретически признают многие, вальдорфская педагогика делает принципиальные выводы для практики: она отклоняет такие формы и способы работы с детьми и воздействия на детей, которые стремятся искусственно ускорить развитие. Такая позиция вальдорфского детского сада не означает, что вальдорфская педагогика против раннего развития, как это иногда неправильно понимают, и на деле никакой задержки интеллектуального развития у детей, посещающих вальдорфские детские сады, не происходит. Весьма часто цели и способы обучения, естественные и нормальные для более поздних возрастных периодов, переносятся в детский сад. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению. Авторы этих программ и родители, желающие ускорить развитие своих детей путем таких программ, считают, что они способствуют успешности своего ребенка в будущей жизни. Вальдорфские педагоги не поощряют таких начинаний. Мировой опыт убедительно свидетельствует о неплодотворности такого подхода, а часто даже и вреде.

      Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада, а также ряд дополнительных существенных аспектов, о которых мы скажем в отдельном специальном разделе.

      Общий принцип — принцип природосообразности . Ребенок очень многому учится в период раннего детства, но учится по-своему, в соответствие со своей особой природой.

      Исследования  биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

      На  сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений. В России вальдорфская педагогика развивается с конца 80 годов ХХ века. В 1989 году открылся первый вальдорфский детский сад. В 1992 году – первые вальдорфские школы. На сегодня в России 70 вальдорфских групп и инициатив и 25 школ.

 

       Список использованных источников:

  1. Вальдорфская  педагогика: Антология / [Сост.: А. А. Пинский и др.]. – М.: Просвещение, 2003. - 493 с.
  2. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Сб. ст. – М.: Владос, 1999. – 173 с.
  3. Загвоздкин В. Беседы о Вальдорфской педагогике. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 11. – С.25–28.
  4. Загвоздкин В. Вальдорфский детский сад: в созвучии с природой ребенка. – СПб. – Москва. – 2005. – 160 с.
  5. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. - М.: Мир книги, 1992. - 72 с.
  6. Методика раннего развития Вальдорфской школы: от 0 до 7 лет / Авт.–сост. Л.И. Головина. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.
  7. Патцлафф Р.    Лейтмотивы вальдорфской педагогики: от трех до девяти лет.  - Киев: Наири, 2006. - 71 с.
  8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344с.
  9. Черкасова О.В. Педагогические концепции новейшего времени: Р. Штейнер, М. Монтессори, С. Френе  : учеб. пособие / О.В. ; Самар. гос. ун-т, Каф. педагогики. - Самара : Самарский ун-т, 2000. - 124c.

Информация о работе Вальдорфская педагогика