Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:21, статья

Описание

Автор рассматривает проблемы организации уроков самоконтроля и самооценки знаний учащихся. Главное, что отличает организацию таких занятий от традиционных уроков, - это изменение подхода в процессе реализации контрольно-оценочной функции. Она не связана со всякого рода стрессовыми ситуациями, с нервным напряжением, с необходимостью в спешке повторить материал для контрольной работы, переживать за будущий результат, предпринимать все необходимое, чтобы избежать ударов по самолюбию, жить от одной контрольной до другой.

Работа состоит из  1 файл

способы формирования самоконтроля.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы

 
 

Автор рассматривает  проблемы организации уроков самоконтроля и самооценки знаний учащихся. Главное, что отличает организацию таких  занятий от традиционных уроков, - это  изменение подхода в процессе реализации контрольно-оценочной функции. Она не связана со всякого рода стрессовыми ситуациями, с нервным напряжением, с необходимостью в спешке повторить материал для контрольной работы, переживать за будущий результат, предпринимать все необходимое, чтобы избежать ударов по самолюбию, жить от одной контрольной до другой.  

Наиболее детально типология уроков самоконтроля и  самооценки знаний учащихся разработана  сотрудниками лаборатории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова и подробно описана в работе А.Б. Воронцова*. Главное, что отличает организацию таких занятий от традиционных уроков, - это изменение подхода в процессе реализации контрольно-оценочной функции. Она не связана со всякого рода стрессовыми ситуациями, с нервным напряжением, с необходимостью в спешке повторить материал для контрольной работы, переживать за будущий результат, предпринимать все необходимое, чтобы избежать ударов по самолюбию, жить от одной контрольной до другой.

Главная задача таких занятий - формирование у школьников навыков самоконтроля и самооценки как элементов учебной деятельности. Но это возможно только в том случае, если учитель, как правило, не выставляет оценки (баллы), он подключается к контролю и оценке только в том случае, если школьник не справляется с самооценкой и обращается за помощью.

Контрольно-оценочный  механизм включает в себя два компонента: самоконтроль и самооценку. В практической работе они часто бывают слиты, хотя у каждого есть свои самостоятельные  педагогические задачи, своя специфика, свое особое содержание. Для большей методической точности остановимся на занятиях самоконтроля и самооценки отдельно.

Выработка «инструментария»

Эти занятия, призванные стать необходимой ступенькой в  овладении знаниями, не объявляются  заранее, а являются логическим продолжением предыдущих. Так, например, если школьники сконструировали новый способ действия, попробовали им воспользоваться индивидуально, а дома еще раз обдумали его, то у них должна появиться естественная необходимость определить уровень усвоения, выявить наиболее слабые и сильные для каждого учащегося звенья процесса. Еще занятия этого типа должны решить одну из важных задач обучения - выработку у школьников «инструментария» самоконтроля.

Первый тип  занятий самоконтроля - проведение тестовых диагностических работ. Их цель - выявить уровень освоения отдельных предметных операций для дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самого учащегося. Особенность этого типа контроля заключается в том, что он направлен на пооперационную диагностику затруднений и своевременную корректировку осваиваемого действия. Например, для того чтобы проверить, насколько полно и верно ученик овладел способом выполнения арифметического действия, ему необходимо выполнить четыре специальных задания на все четыре операции, входящие в это действие: правильно записать разряд под разрядом, определить переполнение (разбиение) разрядов или неполное делимое при делении, определить количество знаков в результате, определить цифру в каждом разряде.

При такой диагностической работе сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Определив свои затруднения, дети группируются по типам ошибок, и каждая группа работает над своей проблемой. Результаты фиксируются в журнале и специальном оценочном листе в тетради учащегося. Система таких работ от темы к теме, от класса к классу позволяет учителю, администрации школы, другим педагогам, приходящим на место «старого» учителя, увидеть у каждого школьника его проблемы в освоении знаний, его «точечные» затруднения для экстренной коррекции действий, выявить, случайная ли это ошибка или устойчивый пробел.

Второй тип - организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы проводятся регулярно после определенного  этапа освоения новых знаний, но не сводятся только к выполнению предложенных заданий, а включают самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Методика построения такого занятия включает в себя пять основных этапов.  
Первый этап - собственно самостоятельная работа, выполнение каждым учеником индивидуально определенного задания, направленного на формирование какого-то умения или знания. При этом новое знание по объему не должно быть большим.  
Второй этап - парная работа учащихся по выработке общих критериев самоконтроля выполненного задания. Школьники договариваются друг с другом, по каким основаниям будут в дальнейшем осуществлять проверку выполнения поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что выработка учащимися критериев самоконтроля и самооценки - важный момент обучения самоорганизации в учебной деятельности. Разрабатывая критерии, они оказываются в ситуации, когда необходимо восстановить пооперационный состав действия.  
Третий этап - взаимопроверка выполнения задания. Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям карандашом или ручкой другого цвета фиксируют порядок выполнения контролируемых операций. Это необходимо для того, чтобы «учитель» и школьник, работу которого проверяют, могли восстановить логику проверки задания.  
Четвертый этап - обсуждение результатов контроля в парах учащихся. Практика подсказывает, что в результате самоконтроля школьники могут одинаково выполнить задания и получить единый результат, но случается, что они действуют различными способами и готовы отстаивать свою точку зрения. Появляются и пары, которые сомневаются в правильности своего решения или же слабо владеют способами самоконтроля и предметными знаниями.  
Пятый этап - обсуждение результатов проверки выполнения задания. После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом, при этом проверяется не только правильность решения, но и способы контроля, объективность самооценки. Учитель выясняет, какие пары выполнили задания и справились с проверкой. Останавливается на тех учащихся, которые не пришли к единому мнению, а также осуществляет помощь тем парам, которые не смогли определить критерии оценки, провести контроль своих действий.

Таким образом, основной акцент на учебных занятиях данного типа делается на выработку  у учащихся «инструментария самоконтроля»  в рамках решения определенного  круга частных задач, обеспечение рефлексивных действий и самооценки.

Третий тип  занятий самоконтроля - проведение проверочных работ. Их особенность  заключается в том, что они  проводятся не сразу после изучения темы, а в середине следующей. Такой  подход дает возможность учащимся, которые по разным причинам не успели разобраться с изученным материалом, продолжить его освоение в рамках следующей темы, так как все они в какой-то мере взаимосвязаны. Главное - удается проверить устойчивость знаний.

Эта работа осуществляется в несколько этапов. Первый этап - выполнение проверочной работы. Этап рассчитан на 45 минут. Тексты распечатываются на каждого ученика. С левой стороны листка имеются поля, на которых до начала работы ученик делает прогностическую оценку, определяя, какие задания и в какой последовательности будет делать, а от каких откажется. Далее идет непосредственное выполнение работы. Второй этап - проверка учителем результатов данной работы. Особенность такой проверки в том, что учитель не исправляет ошибки, а проводит содержательный анализ допущенных неточностей, выясняет причину их возникновения. На основании этого составляется вторая работа для учащихся, в которую закладываются все правильные и неправильные способы преодоления затруднений, возникших при выполнении первой работы.

Третий этап занятия - решение второго варианта проверочной работы. Работа предусматривает осмысление различных вариантов решения задач первой проверочной работы и отбор правильных. Такой способ проверки предоставляет ученику возможность взглянуть на свою ошибку как бы «со стороны», как на чужую, что помогает уяснить ее сущность. Школьники, не справившиеся с заданием в первой работе, чаще всего оказываются в состоянии выбрать правильное решение из множества предложенных и обосновать свой выбор. Затем организуется коллективное обсуждение результатов, в ходе которого выясняются основания правильного выбора, выслушиваются аргументы против других вариантов. Потом учащимся выдается на руки их первая работа и они должны еще раз оценить ее и найти ошибки, а затем сдать обе работы учителю. Только после вторичной проверки он может править и оценивать ее. Если и после этого у ученика остаются ошибки, значит, у данного школьника они носят устойчивый характер, и, следовательно, необходима серьезная работа по их коррекции.

Четвертый тип занятий самоконтроля - проведение контрольных работ, призванных определить «зону ближайшего развития учащихся», зафиксировать границу знаний школьников, их способность самостоятельно определять ее. Учащиеся сталкиваются с тремя видами задач:  
• задачи, которые решаются неизвестным им до этого способом (ученики должны уметь отказаться от их решения, обосновывая причину отказа, или попытаться найти выход из ситуации, что и будет проявлением умения учиться);  
• задачи, связанные с применением известных понятий и способов работы в нестандартной, незнакомой ситуации с целью выявить, насколько школьник глубоко овладел ранее изученным понятием;  
• задачи, связанные с применением известных способов в лжеситуациях, когда хорошо известный учащимся способ предлагается применить неправомерным образом.

Очевидно, что  оценить такие работы по пятибалльной системе совершенно невозможно. Речь может идти только о многобалльной  системе оценивания, причем каждая задача оценивается не по принципу «решена -не решена», а на основе детального анализа всех компонентов решения.

Пятый тип занятий - проведение два раза в году стартовых  и итоговых административных проверочных  работ на выявление уровня выполнения учащимися нормативов учебной деятельности.

Стартовые работы проводятся в первых числах сентября каждого учебного года по основным предметам без специального повторения, что дает возможность зафиксировать уровень «остатка знаний» после летних каникул и, исходя из этого, более целенаправленно спланировать темы для повторения изученного материала. К оценке результатов подключаются и дети, проводя сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа они заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений совместно с учителем разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации. Для этого на основе установленных типов ошибок по результатам сравнительного анализа проводится ряд уроков по составлению «справочника ошибок». Таким образом, стартовые работы выявляют не только «сухой остаток» знаний, но и дают возможность прицельно организовать целую серию последующих занятий по работе с проблемами и затруднениями учащихся.

Итоговые работы носят административный характер, так  как по ним определяется результат  работы детей и учителя за прошедший  учебный год. Разрабатывает, проводит и оценивает эти работы администрация школы. Их анализ доводится до сведения всего коллектива. Итоговая проверочная работа должна давать полное представление как о степени сформированности отдельных действий учебной деятельности, так и об уровне предметных знаний учащихся каждого класса.

Умение осознавать границы собственных знаний

При проведении подобного типа занятий активность учителя направляется на формирование у школьников навыков самооценки учебной деятельности как основы умения учиться, самим определять, усвоен или не усвоен общий способ решения задачи, соответствует ли результат учебных действий конечной цели. Самооценка состоит не в констатации этих моментов, а в содержательном, качественном рассмотрении результатов, в их сопоставлении с целью. Для развития у учащихся навыков самооценки во многие проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются неизвестным школьнику способом. В этом случае контрольные работы преследуют сразу три цели: во-первых, оценить сформированные умения, которые отрабатывались на уроках, во-вторых, определить уровень умения школьников оценивать, что они знают и чего не знают, в-третьих, проследить за развитием интеллектуальных способностей детей, формированием умения учиться. Основа учебной самооценки - это умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает.

Можно выделить четыре основные разновидности занятий, на которых школьникам предлагается произвести оценку знаний или способов их добывания.

Первый тип - работа с эталонами оценки. Задача учителя на таких уроках - создавать  условия для того, чтобы ребенок  в своей учебной работе не упускал  из виду эталон, умел им пользоваться, а после сравнения с эталоном сам делал выводы о результатах своего труда, сам ставил себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия. На первых этапах этой работы учитель формирует у детей первоначальные оценочные действия путем ненавязчивой, как бы для себя, демонстрации своих оценочных суждений, давая им возможность принять участие в определении эталонов и способов работы с ними. При этом педагог специально совершает «ошибки», чтобы дать детям возможность уловить неточности, включиться в их обсуждение, ввести оценочные суждения.

Второй тип  занятий - выработка детьми собственных  эталонов. Очень важно создавать  на этих занятиях такие ситуации, когда  дети начинают вырабатывать собственные  эталоны в виде позиции, вкусовых пристрастий, собственной точки  зрения и ее обсуждения. В такой ситуации учитель не навязывает школьникам свое мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими.

Третий тип  занятий - занятия социальной значимости. Осознание школьником общественной значимости результатов своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебно-познавательной и творческой деятельности. Учащиеся часто выполняют всякого рода творческие познавательные задания, которые требуют публичной оценки взрослых, и не только работающего с классам учителя. Поэтому на занятиях необходимо создавать ситуации, когда специально подчеркивается социальная значимость творческих работ, усиливая в детях познавательные стремления и творчество. С этой целью организуется публичная защита реферативных работ, выпуск литературных альманахов, сборников ученических задач. Четвертый тип - занятия, посвященные анализу и реконструкции выполненных творческих работ. Чаще всего такие занятия строятся вокруг творческих работ школьников, написанных несколько месяцев назад. Ими могут быть изложения, сочинения, эскизы к картинам, подготовленные на уроках живописи и т.п. Учащимся предлагается выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание, сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Оценочный компонент при выполнении такого вида заданий становится более целенаправленным, полным, а оценочная активность выступает уже в качестве своеобразной познавательной деятельности.

Информация о работе Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы