Урок математики в специальной образовательной школе для детей с ТНР. Виды уроков. Пропедевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:03, реферат

Описание

Обучение математике в специальной образовательной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Содержание

Обучение математике в специальной образовательной школе . . . . . . . . 3

Урок как основная форма организации процесса обучения математике . .4

Пропедевтический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Общая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Типы уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Подготовка учителя к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Урок математики в спец.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

     Могут быть использованы такие формы систематизации, как  схемы, таблицы, диаграммы, изготавливаемые  под руководством учителя. 

     Проверка  и оценка знаний, умений и навыков 

     В специальной школе для детей с ТНР учитель осуществляет постоянное наблюдение за учениками: берет  на заметку умение школьников участвовать  в беседе, скорость припоминания заученного материала; время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного  ответа; развернутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности; избирательное отношение учащихся к учебным предметам, изученным темам и т. д. Учитель должен знать затруднения учащихся, иначе он не сможет оказать им помощь. Помощь затрудняющемуся ребенку может исходить непосредственно от учителя, но она может быть и опосредованной, когда учитель сообщает ученику приемы, которыми тот может помочь себе сам, опираясь на дополнительное оборудование: таблицы-памятки, словарики, счетный материал и т. п.

     Важно иметь  четкие представления о  том, как  долго может каждый ребенок активно трудиться на уроке, какой объем заданий ему доступен и т. д. Кроме наблюдений, учитель изучает письменные работы учеников, рисунки, поделки. Знание учащихся позволяет подбирать для них посильные задания, которые помогут ликвидировать пробелы учебного материала, будут продвигать каждого ребенка в обучении доступными ему темпами..

     Зная  особенности  учебной работы каждого  ученика, учитель может находить приемы, стимулирующие  усилия ребенка. Вовремя оказанная  помощь, сделанное предупреждение о  возможной ошибке, похвала учителя помогают поддерживать активность школьника, воспитывают настойчивость, оказывают влияние на мотивацию учебной деятельности.

     Таким образом, учитель имеет возможность  управлять  процессом усвоения учащимися программного материала, воспитывать мотивы учения, не только обучать, но и развивать детей.

     Но  знание возможностей учащихся, состояния  усвоенных ими  знаний не является конечной целью  контроля. Не только учитель должен знать, чему научился школьник, чем он овладел, но и сам ребенок. Нельзя ликвидировать ошибки, недоработки ученика, если они ему неизвестны, поэтому учитель сообщает каждому школьнику, какой учебный материал он знает нетвердо, в чем ошибается, в каких случаях должен быть внимательнее.

     В специальной школе для детей  с ТНР учитель на уроке имеет  возможность не один раз обратиться с вопросом, заданием к каждому  школьнику. После уроков русского языка, математики учитель проверяет тетради, после уроков труда — поделки  детей. Опрос учащихся, самостоятельные, домашние работы позволяют учителю контролировать запоминание учебного материала, его понимание. Регулярно учитель проводит контрольные работы по математике, контрольный диктант, списывание. Итоговые контрольные работы после изучения учебной темы, четвертные, годовые работы имеют значение не только контроля, но в большей степени и обобщения знаний учеников. Во время подготовки к контрольной работе повторяется весь материал по теме или за определенный отрезок времени. Не бывает детей, равнодушных к контрольной работе, поэтому при подготовке к контрольной повторение проходит на эмоциональном фоне, является продуктивным.

     Наиболее  трудной  формой контроля во вспомогательной  школе является устный опрос. Не всегда учитель находит приемы, позволяющие привлечь внимание учащихся к ответу товарища. При проведении опроса он должен дать такое задание классу, чтобы дети следили за отвечающим учеником, вслушивались в его слова, обдумывали свои замечания, дополнения.  

     Подготовка  учителя к уроку 

     Подготовка учителя  к уроку (занятию) может быть разделена  на два этапа — общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку.

     Общая подготовка включает в себя работу над содержанием  учебного предмета — знакомство с  программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширение и уточнение знаний по самому предмету. К общей подготовке может быть отнесено и изучение состояния знаний и умений учащихся, т. е. их подготовленности к работе по предмету или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированности знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.

     Преподавание  любого учебного предмета опирается  на использование разнообразного оборудования. Учитель должен располагать определенными натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных технических средств и т. д. Оборудование уроков включает в себя демонстрационные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования. Многие демонстрационные пособия изготовляются руками учителя, учащихся, поэтому учитель не только определяет вид пособия, его содержание, способ подачи информации, но и размер пособия, его эстетический вид, удобство использования на уроке.

     Объем и глубина  сведений, сообщаемых учащимся, определяются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в  усвоении знаний, При подготовке к работе над конкретной учебной темой  учитель учитывает особенности состава учащихся класса,

     Готовясь  к  преподаванию учебного курса, учитель  продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие  задачи.

     Для начала работы по учебной теме он расчленяет ее на небольшие «порции», которые  будут последовательно предъявляться школьникам. Отдельная «порция» является некоторым законченным этапом в изучении темы.

     Каждая  программная  тема входит составной  частью в школьный курс учебного предмета. Существуют логические связи данной темы с пройденными, а также с теми, которые будут изучаться. В любом из учебных предметов имеются основные, главные понятия, вокруг которых формируется остальной материал.

     Разрабатываемая учителем очередность этапов в изучении программной темы отражается в календарном, в тематическом планах. В тематический план включаются сведения о порядке работы над темой, типах уроков (усвоение знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т. п.). Учитывается необходимость постоянного возвращения к пройденному.

     Тематический  план вырабатывается учителем до начала работы над темой, поэтому в процессе его реализации возможно внесение в  него изменений. Расхождение с тематическим планом не должно быть произвольным, а  определяться очевидными для учителя причинами (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т. д.). На основе этого учитель составляет план урока. Его тема определяется тематическим планом, но возможен и отход от той формулировки, которая в нем имеется.

     Тема  урока  доводится до сведения учащихся. Время ее сообщения зависит от выбранной учителем структуры урока. Тема может быть сформулирована в качестве определенного постулата, в виде проблемы, но может также являться самостоятельным выводом учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных наблюдений и т. п.

     Учитель отбирает или изготавливает пособия, которые  будут необходимы на уроке, подбирает, составляет задания учащимся. В течение всей работы над темой  он ведет наблюдения за ее усвоением учениками. Накануне урока он располагает сведениями о том, как овладевают школьники материалом. Результаты опроса, выполнения самостоятельных классных и домашних работ, качество изготовленных детьми поделок, общие и индивидуальные трудности и ошибки являются отправным моментов в разработке конспекта (рабочего плана) данного урока.

     В плане урока  отражается проверка домашнего задания (если она имела  место), объяснение нового материала, его  закрепление, объяснение домашнего  задания на следующий урок и т. д. На каждом этапе урока могут быть использованы различные методы и приемы. Учитель вносит в конспект отобранные им для данного урока методы и приемы, выбирает их оптимальное сочетание, подбирает виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся. В конспекте урока должна быть отражена последовательность работы учителя и учащихся, т. е. ее этапы, ее содержание, индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок. Учитель намечает также и вносит в план урока имена тех учащихся, которых он должен опросить на уроке.

     Развернутость конспекта урока зависит от опыта, мастерства учителя.

     После урока  учителем могут быть сделаны  некоторые  выводы и замечания  как к уроку в целом, так  и к отдельным его этапам, к работе учащихся и т. д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

  1. Малых Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников: учебное пособие. – СПб.,2004.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой. М., 1994.
  3. Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной  школе. Москва, «Просвещение». 1978.
  4. Скаткин Л.Н. Обучение решению простых и составных  арифметических задач. Москва, 1963.
  5. Царева С.Е., Волчек М.Г. Обучение математике и здоровье учащихся. Начальная школа. 11.2002. 

Информация о работе Урок математики в специальной образовательной школе для детей с ТНР. Виды уроков. Пропедевтика