Теория коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:53, научная работа

Описание

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны между собой – изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 181.17 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 3. Воспитание личности в коллективе

Формы воспитания

Форма воспитания – это  внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего  и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны между  собой – изменение содержания влечет за собой изменение формы  и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного  процесса, как нам уже известно, составляют качества и свойства всесторонне  и гармонически развитой личности –  духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это  содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему  максимально соответствовать. Бели это соответствие нарушается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда неразрешимыми противоречиями. Например, стремление сохранить старые формы  при новом содержании неизбежно  затормозит развитие так же, как  и желание скорее внедрить новые  идеи в устаревшую организацию, вписать  их в старую форму, созданную для  реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

История педагогики знает  различные формы организации  воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5–7 до 25–40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Установлено, что эффективность  воспитательного процесса зависит  от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания – серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг. Последняя причина – решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.

      1. Заполните пропуски

Форма воспитания – это  внешнее ......................... процесса ....................

выражение

воспитания

Существуют ........................... , микрогрупповые, ............... и ................... формы воспитания

индивидуальные,

групповые,

массовые

Эффективность воспитательного  процесса сильно ....................... от применяемой формы

зависит

Преимущественно применяются ......... .................. формы воспитания

групповые

Их распространение обусловлено ........................ и ..........………… педагогических услуг

достаточной эффективностью,

низкой стоимостью


Ведущая идея школьного  воспитания

 

Групповая форма организации  воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Соч. – Т. 3. – С. 75). Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий  социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная  школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в  центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим  преимуществом и крупным шагом  вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром  приложения воспитательных усилий, его  формирование – главной задачей  отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А. С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.

Широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует – о слабости идеи или неумении воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено прошлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсюда – выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности). Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

 

II. Какой взгляд на значение коллектива в формировании личности вы разделяете?

1. Коллектив имеет огромное  влияние на формирование личности. В общей работе развиваются  у человека общественно ценные  чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива  заложен могучий фактор нравственного  совершенствования личности. Если  коллектив хорошо организован,  влияние его исключительно сильно.

2. Вряд ли можно считать,  что для развития личности  коллектив имеет какое-то значение. Основы привычек и характера  в ребенке закладывает семья.  В школе учеником, а вместе  с ним и коллективом руководит  учитель. Коллектив – это как  бы передаточный механизм от  учителя к личности. Следовательно,  влияние на развитие личности  оказывает не коллектив, а семья  и учитель.

3. Влияние коллектива  на личность, пожалуй, больше отрицательное,  чем положительное. Вольно или  невольно коллектив подавляет  личность. Неустойчивые, слабовольные  ребята особенно подпадают под  влияние общего мнения, в своем  образе мышления и привычках  становятся похожи на всех. В  них гибнет их отличительное, неповторимое. Правы экзистенциалисты: только вырвавшись из общественных связей, человек приобретает достоинство, становится индивидуальностью.

4. В формировании личности  коллектив имеет некоторое значение. Почему некоторое? Потому что  личность – это сплав природных  элементов, неорганизованных и  организованных влияний. Последние  и есть влияния коллектива.

Ученический коллектив

 

Латинское слово  «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, «а что она направлена Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик  могут быть присущи и другим видам  групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков  коллектив отличается и другими  очень важными особенностями. Это  характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества

В коллективе, обладающем всеми  перечисленными признаками, формируется  иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено  в официальной структуре школьного  коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс  выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

 

Ученический коллектив  как система – это

• органичная часть более  сложного объединения – воспитательного  коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;

• относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

• скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и  деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени  в процессе межличностного общения;

• субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

• носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его  индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

• субъект воспитания по отношению к личности каждого  из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив  рассматривается как система  динамическая, развитие которой детерминировано  изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере  педагогического руководства деятельностью  коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между  перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных  членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.

 

III. Заполните табличку. Знак «+» поставьте там, где признак имеет место, и «-», где его нет. Сравните затем признаки коллектива и группы.

 

 

Признаки

Группа

Коллектив

Общая деятельность

 

 

 

 

Общая организация

 

 

 

 

Выборные органы

 

 

 

 

Цель

 

 

 

 

Социально значимая цель

 

 

 

 

Сотрудничество

 

 

 

 

Управление

 

 

 

 

Сплоченность

 

 

 

 

Общая ответственность

 

 

 

 

Взаимозависимость

 

 

 

 

Доброжелательность

 

 

 

 

Взаимопомощь

 

 

Информация о работе Теория коллектива