Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:40, практическая работа

Описание

Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном  университете им. К.Жубанова  

                         

       Воспитание – целенаправленный  и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.   

Поскольку сегодня  в образовательном процессе большое  внимание уделяется духовно-нравственному  развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.  

Содержание воспитания обеспечивает становление личности человека на основе усвоения системы  гуманистических, культурных ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Процесс воспитания в университете идет по двум направлениям:  

·        через учебный процесс - во время  аудиторных занятий;  

·        через внеаудиторную работу - в  свободное от учебных занятий  время студента и преподавателя.  

Сегодня целесообразно  определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение обучающихся  в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности:  

• Познавательная;  

• Ценностно-ориентированная;  

• Художественная;  

• Общественная;  

• Трудовая;  

• Спортивная;  

• Свободное  общение.  

Вместе с тем  в рамках социально-ролевого подхода  к воспитанию человек является компонентом  множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества и др. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений: к себе, к своей семье, к учебному заведению, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля.  

Воспитательная  работа в Актюбинском государственном  университете им. К.Жубанова представляет процесс управления различной деятельностью и общением студентов в соответствии с целевыми установками учебной, научно-исследовательской, трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной ее составляющими. 

Цель и задачи воспитания  

Цель воспитания - создание в системе высшего и  послевузовского образования оптимальных  условий для становления, развития и самореализации  студента как  гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к  профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.   

Задачи воспитания:  

- Совершенствование  воспитательной системы в АГУ  им. К.Жубанова, содействие пониманию  обществом социальной значимости  и перспективности воспитания  подрастающего поколения, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;  

- Воспитание  гражданственности, патриотизма,  интеллигентности, уважения к правам  и свободам человека, к государственным  символам, национальным традициям  на основе концентрации интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов для реализации задач воспитания;  

- Формирование  гуманистического мировоззрения,  ответственности студенческой молодежи  за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;  

- Создание условий  открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного  социального пространства для  формирования у молодежи потребности  быть самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения и умеющей взять на себя ведущую роль в организации деятельности и регулировании взаимоотношений в различных социальных группах;  

- Создание условий  для освоения молодежью мировой  и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры своего и других народов Казахстана; 

- Формирование  личностно и профессионально  значимых качеств, необходимых  для жизни в современном обществе  и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.  

Принципы организации  воспитательного процесса 

           Принцип учета закономерностей  и особенностей возрастного развития  студенческой молодежи, сензитивности к самосознанию, самосовершенствованию, самореализации.  

Принцип культуросообразности - утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.  

Принцип целенаправленности включает ясность целевой установки  на каждом этапе развития, точный учет коллективных потребностей, правильный выбор главных видов воспитательной деятельности.  

Принцип гуманистической  направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением  к каждой личности, заботой о развитии всех ее сущностных сил, признание ее свободы и социальных прав; отношение  педагога к обучающимся и воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.  

Принцип этничности - предусматривает формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений. Организация деятельности субъектов на сохранение этнокультурной идентичности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, вовлечения в сферу духовной жизни, охватывающую традиции, язык, психический склад и этническое сознание.  

Принцип системности  и преемственности воспитательного  воздействия на всех ступенях непрерывного образования предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, профессионального и общекультурного роста.  

Принцип демократизации  предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих в структуру системы педагогического руководства, самоуправления, со управления и саморегуляции. Воспитание студентов в духе свободы, личного достоинства.  

  

Содержание основных направлений воспитания 

Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее  задач, можно выделить следующие  направления воспитательной деятельности:  

          Гражданско-патриотическая, правовая  культура и поликультурность   

должна формировать  гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять негативным проявлениям в студенческой среде.  

      В этом виде воспитания интегрированы  гражданское, правовое, патриотическое, поликультурное  направления воспитания.   В основе поликультурного воспитания  лежит  Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. 

       Принятие идеи этнокультурного  образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. 

       Особое место должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, истории обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру. 

       Именно образованный человек  причастен к исторической и  культурной традиции. Он ощущает  принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. 

       Другое образовательное требование - понимание и принятие иной  культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры. 

Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим  направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.  

К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Воспитание таких жизненно важных черт как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, этические нормы поведения в семье и в обществе.  

Критериями эффективности  воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому  мнению, соблюдение законов и норм поведения.  

Показателями  уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать  в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.  

Активная жизненная  позиция студента, говорящая о  его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.  

Формирование  правосознания студента - сложный  и длительный процесс, требующий  творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося казахского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов в университете должна охватывать весь период их обучения.  

Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.  

         В результате гражданско-правового  воспитания у студентов должны  быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др. 

Информация о работе Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова