Социально-психологического климата в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 107.23 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии

    1. Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
    2. Пути формирования психологического климата в коллективе
    3. Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
    4. Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения

Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования

2.1. Испытуемые и методы  исследования

Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата  ученических коллективов и их обсуждение

3.1. Анализ статусной структуры  ученических коллективов

3.2. Анализ взаимосвязей  психологического климата и успеваемости

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

Каким станет наше общество завтра – зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Подростковый возраст – период гражданского становления личности. Этот возраст требует организации деятельности, в процессе которой осознаются и усваиваются нормы человеческих взаимоотношений. Стремление подростков к самоутверждению, обостренное чувство собственного достоинства, желание познать самого себя, определить свои возможности – эти и другие особенности подросткового возраста показывают, что подростковый коллектив особенно нуждается в наличии благоприятного психологического климата, здоровой духовной атмосферы, создающей возможности для наиболее полного раскрытия всех потенциалов личности.

Повышенный интерес к  малым группам и коллективам  в последние 3-4 десятилетия вызван и поддерживается следующими причинами: научно-техническая революция породила множество сложнейших социальных и технических проблем, решение которых оказалось не под силу одиночкам. Люди вынуждены активнее взаимодействовать и теснее объединяться друг с другом в совместном труде. Такой труд осуществляется на основе сотрудничества и взаимопомощи, требует хороших человеческих взаимоотношений, обеспечивающих успех совместной работы.

В связи с этим возникла необходимость специально исследовать  социально-психологические условия  эффективной групповой деятельности людей, причем именно ученических коллективов, так как тема эта недостаточно освещена и разработана в педагогической и психологической литературе.

В связи с вышеизложенными, в процессе работы нами были сформулированы и определены: объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.

Предметом является социально-психологический  климат классных коллективов и успеваемость учащихся.

Гипотеза – показатели психологического климата связаны  определенным образом с уровнем  успеваемости.

Подтверждение гипотезы осуществлялось над тем решения следующих задач:

- определить степень благоприятности  психологического климата в обычных  и лицейских классах

- сравнить классы с  различным уровнем благоприятности  климата с их успеваемостью

- сравнить данные экспериментального  исследования лицейского и обычного  классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Проблема социально-психологического климата в психологии

    1. Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей.

Отечественная социальная психология начала уделять большое внимание изучению проявлений психологического климата в коллективе с середины 60-х годов, хотя первые социально-психологические исследования были развернуты уже в 20-30 годы  (28).

При рассмотрении системы  понятий теории психологического климата  мы начнем с определения понятия  «коллектив». О содержании понятия «коллектив» в научной литературе высказываются по крайне мере две точки зрения  (40). Сторонники широкого толкования под коллективом понимают любую организованную в обществе группу людей, хотя на первоначальном этапе ее функционирования еще отсутствуют связи, превращающие группу в единое целое (40). Сторонники же узкого толкования понимают под коллективом высший уровень социально-психологического развития группы, высшую форму ее внутренней организации (40). Первыми представителями, давшими определение понятию «коллектив» были  В.М. Бехтерев, А.С. Залужный, Б.В. Беляев. Так, например, В.М. Бехтерев называл коллективом не только рабочие артели, кооперативы, фабрики, но и государство, толпу, публику в театре, хотя и понимал их огромное различие и пытался ввести разграничение между ними (37). Б.В. Беляев считал коллективом «множество индивидов, которые влияют друг на друга» (5).

Многие авторы основой  создания и функционирования коллектива считают деятельность, но только деятельность, полезную для общества (4;5;13;40;37;9;2;14).  Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов считают, что коллектив - это группа, включенная в процесс создания полезной деятельности, участники которой характеризуются достаточным уровнем психологической совместимости и единством целей (4). Коллектив по                К.К. Платонову – это группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества (27).

Первым представителем теории детского коллектива, раскрывшим основные его признаки, был Е.А. Аркин. Этими  признаками он считал: длительность совместной жизни определенной группы людей, однородность среды и известную степень  организованности (37).

Современная психология коллектива вобрала в себя передовые достижения советской педагогики коллектива, связанные  с трудами А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других советских педагогов. От них пришло в психологию понимание первичного коллектива, как особого рода социально-психологической общности. А.С. Макаренко, внесший неизмеримый вклад в теорию детского коллектива, писал: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» (9). Именно в работах А.С. Макаренко мы находим информацию о здоровой атмосфере воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия как «стиль» и «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон, а в качестве его признаков выдвигал следующие: постоянная бодрость, наличие чувства собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность всех его членов (9).

Хочется отметить, что понятие  «коллектив» очень часто используется недостаточно оправданно. Так принято  говорить об ученическом коллективе класса, школы, о педагогическом коллективе, не утруждая себя вопросом, является ли на самом деле та или иная группа учеников, учителей коллективом. Ведь коллектив – это не любая группа людей, собранных на одном пространстве и в одно время (35). «Коллектив –  не толпа. Коллектив есть социальный организм…» (9). Для того, чтобы группа превратилась в коллектив, она должна пройти длительный путь развития. Объединение детей превращается в коллектив прежде всего тогда, когда цель данного объединения становится полезной для других людей, для общества в целом. Кроме того, главный отличительный признак ученического коллектива – это подчиненность стоящих перед ним целей задачами, которые решает все общество, ведь далеко не во всех случаях заданная обществом цель становится для школьника внутренней силой, определяющей общественную направленность их побуждений. Общественно полезная цель должна побуждать к достижению не только личного результата, но и успеха всего коллектива (13).

Вопросы психологического климата  наиболее полно разработаны применительно  к жизнедеятельности производственного  коллектива. Литература, раскрывающая психологический климат в воспитательных коллективах, значительно беднее, однако и здесь можно назвать ряд  работ, в которых освещаются различные  аспекты формирования психологического климата в условиях общеобразовательной  и  профессиональной школы (20).

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что нет  общепризнанной характеристики понятия  «психологический климат». Более ста  определений, встречающихся в публикациях, акцентируют различные моменты  духовной, эмоциональной и волевой  сферы жизнедеятельности первичного коллектива (20).

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» ввел Н.С. Мансуров, а одной  из первых работ, в которой дано не только дано определение этого понятия, но и проанализировано состояние  исследований этого феномена, явилась  работа Г.А. Моченова и М.Н. Ночевника, в которой социально-психологический климат определяется как эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляются в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми (30).

Понятие «социально-психологический  климат» появилось в научном  языке наряду с такими понятиями  как «психологический климат», «морально-психологический  климат», «психологическая атмосфера», «эмоционально-психологический климат», «микроклимат» и другие (1;13;2;4;20;33;9;14;15).

В подходе к соотношению  этих понятий можно выделить две  точки зрения (3).

Представители первой отождествляют  социально-психологический климат с психологическим, морально-психологическим, вкладывая в них идентичный смысл (4;14;10). Как отмечает В.Б. Ольшанский «психологический климат или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения, – очень удачно отражают существо проблемы» (10).

Представитель второй точки  зрения разделяют понятия социально-психологический  климат, психологический климат, и  психологическая атмосфера; это  К.К. Платонов, А.Н. Лутошкин, Г.А. Моченов, М.Н. Ночевник, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. Известный психолог К.К. Платонов считает, что психологический климат шире понятия социально-психологический: «Психологический климат – это такое взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается индивидуальным и групповым сознанием, формируя психологические состояния у личности или группы» (37). Многие авторы пришли к единому мнению в разделении понятий психологического климата и психологической атмосферы (37;4;12). В целом понятие «атмосфера» отличается от понятия «климат» большей неустойчивостью (3). К.К. Платонов считает, что психологический климат связан с групповыми чувствами, а психологическая атмосфера более с групповыми эмоциями. Повторное проявление психологической атмосферы делает ее психологическим климатом (27). Б.Д. Парыгин, критикуя К.К. Платонова, считает, что для такого разделения нет достаточных оснований, поскольку любое проявление психологической деятельности человека является в высшей степени социально-психологическим (14).

Направленность климата  определяется исследователями чаще всего терминами «здоровый – нездоровый» (13;14), «оптимальный» (37), «благоприятный - неблагоприятный» (3;4;12), «нормальный» (1).

Наряду с неясными и  расплывчатыми определениями сущности рассматриваемого феномена в литературе, особенно педагогической, все более  прочно утверждается понимание психологического климата как настроения группы (1;2;4;9;10;12;15;20). Обратимся к соответствующим  авторитетам в этой области. М.В. Шепель пишет: «Психологический               климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей» (15).

Как отмечалось ранее, не так  много литературных источников, раскрывающих проблему психологического климата  в ученическом и педагогическом коллективах (4;1;11;12;10;20;2;15;9;28;33). А.Н. Лутошкин, наиболее полно изучивший психологический климат применительно к детскому коллективу, отмечает: «Психологический климат является одной из целостных характеристик коллектива. В нем на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе отношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям окружающей жизни» (12). Примерно такое же определение дают Н.П. Аникеева, Р.С. Немов: «Среди все социально – психологических явлений психологический климат наиболее тесно и глубоко связан с эмоциями и переживаниями людей, выражаясь ярко в их настроении» (13). К сожалению, в педагогической литературе о психологическом климате коллектива слишком часто речь идет как о «хорошем настрое», «дружеских чувствах». Но ведь многолетний опыт многих стран показал, что именно в таком климате и плодятся бездельники. Там, где видят в учителе только работника, нет настоящего коллектива, как нет его и там, где не в цене деловые качества (10). С В.Б. Ольшанским соглашается Е.С. Кузьмин, который подчеркивает недопустимость абсолютизировать значение положительных эмоций в межличностных отношениях. «Слишком близкий эмоциональный контакт, не допускающий откровенной критики и обманчиво подменяющий сотрудничество дружеским сочувствием, может служить препятствием для проявления общественной и трудовой активности…» (4).

Проблема структуры климата  в научной литературе слабо изучена  и представлена главным образом  двумя точками зрения: 1. Б.Д. Парыгин;            2. В.В. Бойко, А.Г. Ковалев; 3. В.Н. Панферов. Структура Б.Д. Парыгина определяется преобладающим и устойчивым психическим настроем людей к труду и друг к другу, а структура проявлений климата – в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе. Структура по                      В.В. Бойко – это совокупность взаимоотношений, преобладающих в том или ином коллективе (2).

Информация о работе Социально-психологического климата в психологии