Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание

Профессиональная деятельность социального педагога в школе обширна и многозадачна. С одной стороны он выполняет функцию психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и серьезные психологические нарушения в развитии. На его плечи также возложены обязанности консультировать родителей, воспитывающих таких детей, их учителей, одноклассников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
2.1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
2.2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
2.3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
2.4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 64.45 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования, науки и культуры Архангельской  области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования Архангельской области

«Котласский педагогический колледж»

 

Специальность 050711 «Социальная  педагогика»

 

 

Имя Фамилия Отчество

Студентка 5 курса 57 группы

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ШКОЛАХ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Чернова Г.В.

 

 

 

 

 

Котлас, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….5
  2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА…………………………………………………….13
    1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога…….13
    2. Структура профессиональной деятельности социального педагога……..15
    3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность……………..18
    4. Сфера профессиональной деятельности социального педагога………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная деятельность социального педагога в школе  обширна и многозадачна. С одной  стороны он выполняет функцию  психолога, работающего с детьми, имеющими психические, умственные и  серьезные психологические нарушения  в развитии. На его плечи также  возложены обязанности консультировать  родителей, воспитывающих таких  детей, их учителей, одноклассников. С  другой стороны социальный педагог  должен следить за соблюдением прав ребенка, как в семье, так и  вне семьи(в школах, детских садах  и др.) То есть — разрешать проблемные ситуации, когда права несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются. Кроме  того, социальный педагог имеет право  инициировать возбуждение судебных дел по лишению недобросоветных  и неблагополучных родителей родительских прав.

Современная обстановка, в  которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление  педагогической науки - социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая  из того, что первичен человек, а  государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам  человека, способствовать его развитию. Данное методологическое положение  заложено в современную модель взаимодействия человека, семьи, общества.

В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений  в социуме составляет базовую  интегративную основу в системе  служб помощи населению, в том  числе молодежи, детям. Именно это  делает данное исследование актуальным на сегодняшний день.

При написании курсовой работы была поставлена цель — выявить  отличительные особенности социально-педагогической деятельности в общеобразовательной  школе.

Для этого был выдвинут ряд задач:

  • Рассмотреть и изучить основы социально-педагогической деятельности в общем;
  • Выявить особенности и специфику профессиональной деятельности социального педагога;
  • Определить структуру профессиональной деятельности социального педагога в школе;
  • Рассмотреть общеобразовательное учреждение как сферу социально-педагогической деятельности;

Объектом исследования является содержание социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы. Предметом же выступают особенности социально-педагогической деятельности, а так же способы ее осуществления в образовательном процессе.

При написании курсовой были использованы методы анализа, наблюдения, обобщения, описания, а также исторический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Термин «педагогика» произошел  от двух греческих слов: pais, paidos —  дитя, ребенок, ago — веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы  специально назначали раба, который  водил их детей в школу. Его  и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло  название науки — педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает — общественный, связанный  с жизнью и отношениями людей  в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и  воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и  правила общества, в котором ему  предстоит жить и реализовывать  себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая  ему усваивать социальный опыт среды  жизнедеятельности, культуру, формироваться  как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать  себя в жизни.1

Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.2

Социальная педагогика изучает  проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя  и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной  организацией труда, есть и профессия  «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более десяти лет  в России введен институт социальных педагогов (как профессия), признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам  об этом мало что известно.

Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта  оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что  обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием  и образованием ребенка, его развитием  и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность  деятельности педагогической.

Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных  исследований. Так, известный психолог Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие  педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над  деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой  педагог, формируются как потенциальные  эффекты продвижения ученика; процесс  продвижения этих целей также  реализуется через организацию  деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается  запланированное продвижение ученика. 3

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский  и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности, прежде всего, элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

  • педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;
  • методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;
  • осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;
  • необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

Однако «отсроченность»  результата, его зависимость от множества  факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности  учебно-воспитательных воздействий.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с  ней черты и отличительные  особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество  основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство  и развитие человека.

В целом совпадают и  мнения разных ученых относительно специфических  особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.

М.А. Галагузова отмечает, что  если педагогическая деятельность носит  нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного  ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем  временным промежутком, в течение  которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, т.е. оказывается  перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить  проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность  социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность  в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.4

Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать  как целенаправленную работу профессионала  по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью  успешной ее социальной адаптации.

Необходимо отметить, что  социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса  профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически  целесообразной организации различных  сфер жизнедеятельности подопечных.  К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:

  • индивидуальный подход;
  • опору на положительные стороны личности подопечного;
  • объективность подхода к подопечному;
  • конфиденциальность.

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

  • определение цели и задач деятельности;
  • определение субъекта и объекта деятельности;
  • определение содержания деятельности;
  • выбор методов и технологий работы;
  • выбор форм деятельности;
  • реализация намеченного плана деятельности;
  • корректировка деятельности;
  • анализ результатов.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы  действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального  педагога – это оказание подопечному  социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий  для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном  пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно  говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание  характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

- выдвижение и обоснование  целей; 

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательной школе