Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание

На плечи социальных работников ложится груз большой ответственности, ведь именно они первыми принимают на себя всю боль и тяготы людских проблем, дают человеку возможность ощутить поддержку и заботу.
Социальная работа - это искусство индивидуального подхода к каждому человеку, искусство формирования новых контактов и преобразования окружающего мира в процессе поиска выхода из сложной жизненной ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сиротство в Республике Беларусь как объект технологии социальной
работы…………………………………………………………………………...4
2. Проблемы пожилых людей и инвалидов……………………………………...8
3. Алкоголизм, табакокурение, наркомания как социальные проблемы
современной Беларуси………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

технол.соц.раб..docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Сиротство в Республике Беларусь как объект технологии социальной

    работы…………………………………………………………………………...4

 

2. Проблемы пожилых людей и инвалидов……………………………………...8

 

3. Алкоголизм, табакокурение, наркомания как социальные проблемы

    современной Беларуси………………………………………………………..11

 

Заключение……………………………………………………………………….14

 

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Объектами технологии социальной работы в Республике выступают слабозащищенные слои населения: инвалиды, безработные, дети-сироты, пожилые и прочие категории и общественные группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; система взаимоотношений человек-общество; взаимодействие человек-среда; социальная среда (социум) как условие жизнедеятельности человека; государственные и негосударственные учреждения и организации социальной поддержки и защиты населения; органы народного образования, производственные коллективы; пенитенциарные учреждения; научные и высшие учебные заведения.

В Беларуси действует более 1500 общественных и религиозных организаций, которые вносят свой достойный вклад в расширение спектра социальных услуг для уязвимых групп населения.

Развивается волонтерское движение, позволяющее неравнодушным людям проявить свою сопричастность к решению социальных проблем на уровне своего города и судьбы отдельного человека.

На плечи социальных работников ложится груз большой ответственности, ведь именно они первыми принимают на себя всю боль и тяготы людских проблем, дают человеку возможность ощутить поддержку и заботу.

Социальная работа - это искусство индивидуального подхода к каждому человеку, искусство формирования новых контактов и преобразования окружающего мира в процессе поиска выхода из сложной жизненной ситуации.

Проблемы милосердия и  благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него:

- безработица;

- вынужденная миграция;

- ухудшение криминогенной обстановки;

- профессиональное нищенство.

В классификации контингентов, нуждающихся в различных видах  социальной помощи, поддержки и защиты, выделяется примерно 20 социально уязвимых контингентов. Ряд контингентов имеют  значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной недостаточности и особенно нуждаются в профессиональной, разноспектральной социальной и другой помощи.

 

 

 

 

1. Сиротство в  Республике Беларусь как объект  технологии социальной работы

 

Актуальность сиротства  как социально-педагогической проблемы очевидна: во-первых, духовный, социальный, политический, экономический кризис совре-менного белорусского общества привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации; во-вторых, проявлением духовного кризиса общества стал и кризис воспитания как серьезнейшая проблема современной педагогической науки; в-третьих, кризисные явления в обществе вызвали рост преступности, наркомании, алко-голизма, психических расстройств различной степени тяжести, расширив истоки детского неблагополучия, приводящих в конечном итоге к сиротству, в том числе и социальному.

Ввиду сказанного, первоочередной задачей нашего государства, провозгла-шающего себя как имеющее, прежде всего, социальную направленность, является создание таких механизмов (правовых, социально-педагогических, экономичес-ких), которые могли бы эффективно справляться с проблемой сиротства.

Кроме того, необходимы дальнейшие исследования  данной проблематики, по результатам которых можно  было бы обосновать, во-первых, эффективность  тех или иных способов решения  проблемы сиротства, а во-вторых, что  пред-ставляется особенно существенным,  организовать единую систему взаимо-действия всех институтов, учреждений и организаций по решению проблемы сиротства. И хотя определенная работа в этом направлении ведется, существует целый поток публикаций и работ в отношении решения проблем сиротства, однако данная информация не систематизирована, не структурирована должным образом. Как правило, приводятся описания различных форм устройства детей сирот с приоритетным их ранжированием, с набором требований к лицам, выступающим в качестве заместителей родителей по отношению к детям сиротам, без указания конкретных способов отбора таких лиц, критического анализа функционирования опекунства, приемной семьи и т.п.

Кроме того, проблема сиротства  констатируется практически всегда как социально-педагогическая хотя очевидно, что это комплексная  проблема, и, прежде всего, социально-экономическая.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько  чело-веческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребёнка, или устраняются от его воспитания.

К условиям, провоцирующим  социальное сиротство, можно отнести  следующее:

1. Социально-экономические  безработица, невозможность получения  жилья, снижение заработной платы,  снижение общего материального  уровня жизни, постоянный рост  цен, невозможность организовать  оздоровительные мероприятия и  отдых детей, обнищание семьи,  недостаточная экономическая поддержка  молодой семьи;

2. Кризис семьи: распад  семьи, рост числа внебрачных  детей, раннее ма-теринство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).

3. Педагогическая несостоятельность  семьи: утрата традиций, отсутствие  связи поколений, безнадзорность  детей, снижение ценности семьи  в обществе, снижение воспитательного  потенциала системы образования,  снижение ответ-ственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое обращение к ребёнку;

4. Снижение воспитательного  потенциала системы образования:  перекос в сторону обучения, суждение  сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного  образования на образовательные  услуги;

5. Неэффективная государственная  политика в области разработки  чётких правовых норм, регулирующих  ответственность родителей за  воспитание своих детей.

6. Исчезновение системы  воспитательной роботы с детьми, подростками и родителями по  месту жительства;

7. Развитие детской и  молодёжной субкультуры, не учитывающей  тради-ционных норм духовности и нравственности;

8. Рост влияния СМИ  массовой культуры на субкультуру  молодого по-коления. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодёжи.

9. Недостаточное развитие  службы помощи детям, в том  числе защиты их прав.

10. Увеличение числа недееспособных  родителей, в том числе из-за  пси-хических заболеваний.

Из вышеперечисленных  условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис негативно  отразился на состоянии детства  в стране, приведя к росту социального  сиротства и увеличению числа  таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Первостепенная задача государственной  важности в профилактике сиротства  в нашей республике - приоритетность поддержки и укрепления статуса  со-циально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспи-танное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания республике. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, нар-комании и других антисоциальных явлений.

Профилактика сиротства  сегодня - решение комплексных проблем. По заказу Министерства образования  Беларуси разработана концепция  предупреждения социального сиротства  и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:

– Разработана целостная  программа государственной и  общественной поддержки современной  семьи, направленная на преодоление  социального сиротства;

– Гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

– Созданы лучшие условия  для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;

– Обеспечено разукрупнение  учреждений для детей-сирот, сокращена  численность школ-интернатов, созданы  новые формы учреждений, обеспе-чивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;

– Внедрены новые программы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей;

– Разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных  условий их развития и социа-лизации.

Профилактика является одним  из перспективных и важных направлений  деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Сов-ременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место «состоявшимися» девиациями.

Профилактика – это  научно обоснованные, своевременно предпринимаемые  действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологи-ческих или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который  приводит в действие системы и  структуры, способные предотвратить  возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства  через систему мер повышения  качества жизни, минимализацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создаёт тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Помимо этого Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилак-тической деятельности:

- Первичная;

- Вторичная;

- Третичная.

Первичная профилактика –  комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических  и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения.

Следует отметить, что именно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянство) являются важнейшим видом превентивных мероприятий  в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика –  комплекс медицинских, социально-психологичес-ких, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолет-ними, имеющими девиантное и асоциальное поведение.

Под третичной профилактикой  понимается комплекс мер социально-психо-логического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного проступка подростка, покинувшего специализированное учреждение для подростков.

В литературе исследователи  Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

Информация о работе Социальная работа