Социальная педагогика как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:00, лекция

Описание

Цель: сформировать знания и общие представления о социальной педагогике как: научном направлении, специальности и учебной дисциплине.
Вопросы лекции:
1. Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
2. Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики.
3. Статус социальной педагогики.
4. Объект, предмет и основная цель социальной педагогики.

Работа состоит из  1 файл

1-ЛЕКЦИЯ.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

      ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

     Цель: сформировать знания и общие представления о социальной педагогике как: научном направлении, специальности и учебной дисциплине. 

Вопросы лекции:

     1.  Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины.

     2.  Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики.

     3.  Статус социальной педагогики.

     4.  Объект, предмет и основная цель социальной педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Социальная педагогика рассматривается как:

    • научное направление;
    • специальность;
    • учебную дисциплину.

     Наиболее эффективная подготовка социально-педагогических и инженерно-педагогических кадров происходит в университетах, где создается целостная образовательно-воспитательная система.

     Исторический  взгляд на становление социальной педагогики показывает, что потребность в  социально-педагогических услугах  существенно возрастает в переходные, кризисные периоды развития общества. Реализация социально-педагогических услуг в наших условиях требует учета ряда специфических, социально-экономических и гуманитарных особенностей. Это обстоятельство делает невозможным перенос в наши условия опыта других стран в социально-педагогической сфере. На основе этого очевидна необходимость существенного переосмысления содержания и форм таких видов профессиональной деятельности инженеров-педагогов как:

    • социальная помощь;
    • социальная работа;
    • и, соответственно, - социальная педагогика как их концептуальная основа.

     Кроме того, нельзя игнорировать достижения нашей педагогической науки и успехи педагогической практики. Одним из убедительных доказательств таких успехов является наша образовательная система, которая, по оценкам экспертов международных организаций, являлась одной из лучших в мире. Все это указывает на актуальность разработки концепции подготовки инженеров-педагогов в трех основных аспектах:

    • педагогическом,
    • психологическом;
    • управленческом.

     Осмысление  содержания социальной педагогики, а  также содержания, форм и методов  социально-педагогической практики, приведение в соответствие указанных аспектов и наиболее актуальных в наше время социальных ожиданий, приводит к одной, ключевой для нас идеи.

     Эта идея состоит в необходимости  поиска и разработки как нового содержания, так и принципиально новых стратегий, форм и методов профессиональной подготовки инженеров-педагогов.

     Разработка  нового содержания, методов и форм профессиональной подготовки предполагает, прежде всего, построение концептуальных основ такой подготовки. Совершенно очевидно, что от концептуальных положений, составляющих основу подготовки будущих специалистов, в определяющей степени зависит не только их профессиональная эффективность, но и социальная оценка значимости той или иной профессии.

     Само  собой разумеется, что построение концепции подготовки инженеров-педагогов должно базироваться на определенном понимании ядра этой подготовки, которое и представлено статусом, структурой, целями, задачами и другими характеристиками социальной педагогики в целом. 

     1.  СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

     Одной из характерных тенденций нашего времени является так называемая гуманитарная конверсия. Суть ее состоит  в том, что именно человек - его  культура, уровень развития и другие подлинно человеческие характеристики как раз и являются целью исторического и общественного прогресса. Все более отчетливо звучат идеи о человеке как высшей ценности, как критерии общественного развития, о человеческом факторе, о необходимости гуманистической ориентации всех сфер общественной жизни. Иначе говоря, усиливается осознание объективно-целевой значимости человека (индивида, личности, индивидуальности). Ни сам по себе технический прогресс, ни самоценное развитие экономики, ни имманентно значимые достижения науки не представляют той ценности, которая придавалась им совсем недавно. Все более остро ставится вопрос о том, во имя чего осуществляется технический, научный и экономический прогресс, что в конечном итоге это дает человеку?

     Вне всякого сомнения, что все виды общественного прогресса обладают общественной ценностью. Вопрос в другом - какова их общественная значимость и каково их человеческое измерение?

     Что они дают человеку как носителю социального  в обществе, как части общества и как отдельному представителю  человеческого рода?

     Все более массово и глубоко осознается роль человека как субъекта исторического процесса, как того начала, потенциалом, функциями и активностью которого создается все в системе общества. Глубокое осмысление субъективного статуса человека наиболее ярко проявляется в высокой оценке личностных характеристик человека, его личностного самоопределения. Общество начинает признавать ценность человека как субъекта исторического процесса, последовательно переходя к реализации целостной концепции гуманизма. Эта тенденция проявляется через признание в человеке качеств субъекта общественной жизни, субъекта исторического прогресса, субъекта собственного развития и субъекта жизни вообще.

     На  современном этапе развития общество не может довольствоваться констатацией формирования гуманистических тенденций. Современное общество нуждается не столько в изучении этих тенденций, сколько в их целенаправленном культивировании. Последнее возможно через построение целостной концепции гуманизма и ее последовательную реализацию посредством создания в системе общества таких социальных механизмов и технологий социализации, которые превращали бы каждого человека в субъекта, обеспечивали бы его личностное самоопределение и последующую самореализацию. Именно в решении этой задачи решающая роль принадлежит такой становящейся области знания, как социальной педагогике. Все более утверждающаяся гуманистическая тенденция предполагает переосмысление с новых позиций содержания и методов таких традиционных гуманитарных наук, как философия, социология, психология, социальная психология, педагогика, этика и целый ряд других. Специфические особенности предметов этих наук ограничивают их возможности в формировании целостной концепции социализации личности, социально-педагогической деятельности, социально-педагогических технологий. Такого рода трудности преодолеваются междисциплинарной интеграцией, которую во многом призвана осуществить новая междисциплинарная наука - социальная педагогика. В настоящее время достаточно четко проявилась потребность и предпосылки становления социальной педагогики.

     Эти факторы могут  быть представлены в  виде логически связанных  звеньев.

     Логически связанные звенья становления социальной педагогики:

    • осознание высокой ценности человека как объекта и субъекта общественного развития;
    • признание обществом, в связи с этим, приоритетности и многоаспектности системы социализации личности;
    • понимание значимости социально-педагогической деятельности и обеспечивающих ее содержание социально-педагогических технологий;
    • самоопределение социальной педагогики как в научно-теоретическом, так и в практико-прикладном направлениях.

     Наряду  с этим вся многообразная социальная практика, все сферы общественной жизни, в которых человек функционирует  как субъект, все более склонны  к формированию социальных заказов именно социально-психологического характера.

     Часто встречающиеся социальные заказы социально-психологического характера:

    • создание региональных и отраслевых программ образования;
    • социальное проектирование развития личности;
    • разработка различных социально-педагогических технологий;
    • разработка критериев оценки личностного потенциала в контексте каждой социальной сферы;
    • оказание социальной помощи населению через системы социальных служб.

     Следует сказать, что все многообразие социально-педагогических проблем и подходов к их решению не возникало одновременно именно на современном этапе общественного развития.

     Социальная  педагогика как наука и практическая дисциплина имеет определенную историю  своего становления. 

     2.  ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Впервые понятие "социальная педагогика" предложено А. Дистервегом более 100 лет. Однако, только в двадцатые годы 20-го столетия оформились, два научно-практических направления, которые можно в полной мере считать социально-педагогическими.

     Научно-практические направления социальной педагогики:

     Первое из них связано с именем П. Наторпа и относилось к проблеме интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

     Второе состояло в осуществлении социальной помощи обездоленным детям, их опеке, профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это направление связано с именами Г. Ноля, Г. Боймера.

     В научных трудах и практической работе деятелей и организаторов просвещения  в эти же годы идеи социальной педагогики разрабатывались С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В. Крупениной, А. Г. Калашниковым, А. П. Пинкевичем и др.

     Развиваемые этими педагогами направления, в  первую очередь теоретическое обоснование  С. Т. Шацким социальной роли школы, по сути дела, составили фундамент исследования организации целостного воспитательного процесса в микросреде.

     Однако  ориентация школы  конца 30-х годов лишь на улучшение учебно-воспитательного процесса внутри учебного заведения несколько отодвинула и научные исследования в области социальной педагогики.

     Возобновление научной разработки проблем социальной педагогики относится к 50-60-м годам  20-го столетия и связано с организацией Е. Молленхауэром (нем. ученым) дискуссии о предмете социальной педагогики. К сожалению, сведение проблем социальной педагогики Е. Молленхауэром лишь к теории и методике социальной опеки затормозили развитие идеи другого немецкого ученого X. Мискеса о социальной педагогике как научной дисциплине, исследующей воспитательный процесс во всех возрастных группах населения.

     В нашей стране интерес к социальной педагогике достаточно четко оформился  к 1990 году и связан с кардинальными  социально-экономическими изменениями. Многие учебные заведения организовали подготовку специалистов соответствующего профиля.

     Это стало во многом возможно благодаря  усилиям научно-исследовательского коллектива, возглавляемого академиком АПН, доктором педагогических наук, профессором  В. А. Сластениным. Этому коллективу впервые в нашей стране удалось  разработать пакет документов, содержащих обоснования квалификационных и этических стандартов научно-методического обеспечения институтов социальных педагогов. Разработка таких документов явилась результатом переосмысления учеными человековедческого цикла большинства идей упомянутых зарубежных и отечественных ученых.

     Наряду  с этим следует указать на работы доктора философских наук Л. В. Филипповой. Ею была предпринята основательная попытка приведения статуса социальной педагогики в соответствие с потребностями общества на современном этапе его развития. При этом его интерпретации и дальнейшему развитию были подвергнуты ключевые категории. Так, Л. В. Филипповой удалось существенно продвинуться в вопросе выявления концептуальных основ социальной педагогики, уточнить понятийный аппарат, определить содержание отдельных компонентов.

     Остановимся более подробно на идеях, выступающих  в настоящее время  в качестве базовых  для разработки концептуальных и прикладных вопросов социальной педагогики. Такие идеи представлены в работах целого ряда авторов.

     В работах Б.А. Грушина, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконникова, В.Г. Лисовского, Ю. В. Торсуева и др. содержатся результаты анализа эмпирических исследований социальной детерминированности воспитания и социализации личности в зависимости от социально-экономических условий.

Информация о работе Социальная педагогика как научная дисциплина