Социальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Содержание

Введение
1.Понятие и компоненты социальной коммуникации
2.Функции социальной коммуникации
3.Модели социальной коммуникации
4.Типология коммуникаций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

2.пед. ком. готово!! 5вопр.контрольная.docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Понятие и компоненты социальной коммуникации

2.Функции социальной коммуникации

3.Модели социальной коммуникации

4.Типология коммуникаций

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни  современного общества и каждого  человека. С ней прямо или опосредованно  связаны практически все коммуникативные  сферы.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую  предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между  поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его  продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает  и реализуется власть в обществе.

Существует множество  определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это  передача информации, идей, эмоций посредством  знаков, символов; - это процесс, который  связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется  власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Человеческая  способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо  более обширной, чем у любого другого  животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно  расширилась в последнее время  с приобретением письменности, печати, электронной связи - телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта.

Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения  на длинные расстояния с большой  скоростью. Это имеет множество  и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства  осуществлять социальный контроль.

То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую  предпосылку становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как  известно, именно он обеспечивает связь  между людьми и их общностями. Он делает возможной связь между  поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его  обогащение, трансляцию культуры. С  его помощью выстраивается организация  совместной деятельности. Именно посредством  коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает  и реализуется власть в обществе.

1.Понятие и компоненты социальной коммуникации

В современной  науке социальная коммуникация изучается  под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной  традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три  группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие  «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных  средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Выделяют  несколько видов  социальной коммуникации:

По  характеру аудитории:

· межличностная (индивидуализированная)

· специализированная (групповая)

· массовая

По  источнику сообщения:

· официальная (формальная)

· неформальная

По  каналу передачи:

· вербальная

· невербальная 

Основными компонентами социальной коммуникации являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса - отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи  информации в знаковой форме  (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым  передается сообщение от коммутатора  к реципиенту (письмо, телефон, радио,  телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и  т.п.) и отражающее его сообщение  (статья, радиопередача, телевизионный  сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации - последствия коммуникации, выраженные  в изменении внутреннего состояния  субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или  в их действиях

А.В. Соколов  предлагает следующую научную дефиницию  социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов  в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между  субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации.

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительная - стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

1. Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно  и в неразрывном единстве естественные  невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие  может быть усилено за счет  использования таких художественных  каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации  относятся путешествия с познавательными  целями - экспедиции, туризм.

2. Документная  коммуникация, применяющая искусственно  созданные документы, первоначально  - иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве.

3. Электронная  коммуникация, основанная на космической  радиосвязи, микроэлектронной и  компьютерной технике, оптических  устройствах записи. 
 
 

2.Функции коммуникации

Можно вести  речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человека и общества). Можно также  говорить о функциях отдельных коммуникативных  актов и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном  акте могут сочетаться несколько  функций, одна или две из которых  будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью  коммуникации и `прикреплены' к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

· Эмотивная;

· Конативная;

· Референтивная;

· Поэтическая;

· Фатическая;

· Метаязыковая.

Каждая из предложенных им функций связана с тем или  иным участником или элементом коммуникации.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б. Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Другие исследователи  предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и  считая другие разновидностью основных.

Так, известный  психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации.

Традиционно также  выделяется либо две, либо три функции  языка и коммуникации, которые  пересекаются друг с другом. Считалось, что язык в первую очередь выполняет  познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция, которая обычно выделялась - оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья - аффективная: передача эмоций и чувств.

Роджер Т.Белл, известный американский автор работ  по социолингвистике, соотносит с  этими функциями языка три  сферы гуманитарных наук: лингвистика  и философия (когнитивная функция), социология и социальная психология (оценочная функция), психология и  литературоведение (аффективная функция).

Еще одна интересная модель языковых функций связана  с именем австралийского лингвиста  М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея - это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает `выражение опыта', оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности.

Текстуальная  функция связана со структурированием  речевых актов - выбором грамматически  и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой - с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе - лингвистическое. Семантика, таким образом - промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта). 
 
 

3.Модели социальной коммуникации

Любая модель как  путь познания представляет собой попытку  отразить явления реального мира в понятиях абстрактной теории. Поскольку  модель должна отражать определенные стороны оригинала, то, естественно, построение моделей подчинено задаче наиболее точного отображения его  свойств. Конструирование и изучение моделей реально существующих явлений  осуществляется на предметной, знаковой, структурной, поведенческой основе.

Моделирование социальных систем предполагает определенное абстрагирование, идеализацию и  их применение в комплексе с другими  общенаучными и специальными методами. Моделирование коммуникационных систем также подчинено определению  или улучшению характеристик  интересующего исследователя объекта. Имеется мнение о том, что первую модель коммуникации разработал Аристотель. Линейную цепь «оратор - речь - аудитория» он рассматривал как основные элементы акта коммуникации.

Предметные модели предполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности в аналоговых моделях  оригинал описывается определенными  соотношениями.

В знаковых моделях, построенных на основе естественного  или искусственного языка, главным  является преобразование знаковых конструкций  и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его  поведение.

Лавинообразное  развитие информационно-коммуникативных  систем различного уровня (от локального до глобального) требует применения методов модельного представления  и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Различные  подходы к рассмотрению коммуникации ложатся в основу достаточно сильно отличающихся друг от друга моделей.

В теоретических  исследованиях коммуникации рассматриваются  либо как действие (односторонний  процесс передачи сигналов без осуществления  обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в которой коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, выделяются четыре основных компонента коммуникации (источник, сообщение, канал, получатель).

Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г.Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуриалистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и др. коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно проструктурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.

Информация о работе Социальная коммуникация