Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.58 Кб (Скачать документ)

Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.

Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.

Но, несмотря на тип учителя, хороший  учитель – это тот, у которого «все дети хотели и могли с помощью  учителя хорошо учиться».

51. ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Во времена, когда воспитание стало  переходить в самостоятельную функцию  общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает  тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах  философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин «педагогика», который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.

Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия  и термины, такие как: школа (schole), в переводе «досуг», гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] – школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.

Основоположником педагогики в  Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У  Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического  мышления.

Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая  называлась Платоновской академией. В  теории Платона «восторг и познание»  были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и  полезным.

Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название («перипатео» – прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.

Однако в те времена имелся и  дугой способ воспитания детей, который  был использован в Спарте. Спартанское  воспитание предписывало всем детям, которые  были старше 7 лет, воспитание не в своей  семье, а в строгих ситуациях  выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой  суровое физическое наказание. При  обучении чтению и письму уделяли  внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.

52. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ  ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Проблемами воспитания в Средние  века занимались философы-богословы. Вследствие чего все педагогические идеи того времени приобретали религиозный уклон и были пропиты церковной догматикой.

Большое значение в период феодализма занимало сословие светских феодалов-дворян, однако в духовном развитии общества доминирующее значение имели церковь  и религия. Из чего можно сделать  вывод, что обучение носило чисто  богословский характер. Но обучение детей  из разных сословий имело различие по содержанию и характеру, все зависело от феодальной иерархии. Например, дети феодалов приобретали рыцарское  воспитание, суть которого сводилась  к изучению «семи рыцарских добродетелей», т. е. к умению передвигаться верхом на лошади, метать копье, фехтовать, охотиться, плавать, хорошо играть в шашки и  складывать стихи и песни в  честь «дамы сердца». Из всего  перечисленного можно заметить, что  в подготовку рыцарей обучение грамоте  не входило, до сих пор сохранились  документы, в которых вместо рыцаря ставил подпись какой-либо монах.

Да что там говорить о рыцарях, когда даже многие короли того времени  были не обучены грамоте. Но в дальнейшем для того, чтобы феодалы имели  возможность занимать высокие должности, им требовалась общеобразовательная  подготовка.

Так как в любой исторический период создавались свои характерные  принципы и подходы к системе  воспитания, можно с уверенностью рассматривать и педагогику феодального  общества.

В эпоху феодализма было успешно  забыто античное учение о полном и  всестороннем развитии человека. В  это время в соответствии с  главной идеей того времени господствующую роль стало занимать нравоучение  о религиозном воздержании и  умерщвлении плоти в качестве поддержания божественного благочестия.

Учение о всестороннем развитии человека как главной задаче воспитательной системы было вновь выдвинуто  в эпоху Возрождения в XIV–XVI вв. Однако это учение было создано для  избавления людей от идейных и  политических оков феодализма. Первыми  создателями этой идеи были Томас  Мор и Томмазо Кампанелла, главной целью которых было основание нового общества; они рассматривали задачу всестороннего развития как объединение образования с производительным трудом. В дальнейшем их идею развивали их более поздние последователи.

Далее педагогическая мысль формировалась  в работах философов эпохи  Возрождения во время становления  буржуазного общества.

Педагогические идеи проявлялись  как в философскихтрудах, так и в трудах теологии и художественной литературы.

Главными действующими лицами того времени были итальянский гуманист Витторино да Фельтре, испанский философ Хуан Вивес, нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский, французский писатель Франсуа Рабле, французский философ Мишель Монтень и многие другие. Они разрабатывали много педагогических идей, критиковали средневековую схоластику, требовали гуманного отношения к детям и боролись за избавление человека от феодальных оков и притеснений религиозного аскетизма.

53. ПЕДАГОГИКА XVIII в

В истории западно-европейской буржуазной педагогики часто встречаются имена знаменитых людей, таких как: чех Ян Амос Коменский, англичанин Джон Локк, француз Жан Жак Руссо, швейцарец Генрих Песталоцци, германцы Иоганн Гербарт и Адольф Дистерверг.

В собственном труде «Мысли о  воспитании» Джон Локк требовал обращать большое внимание на психологические  основы воспитания и моральное формирование личности. Он не признавал присутствие  у детей врожденных качеств. Джон Локк сравнивал детей с чистым листом, на котором можно написать все что угодно, указывая тем самым  на то, что воспитание занимает важное место в воспитании детей. В собственной  теории воспитания Локк говорил о  том, что если ребенок не получает от общественных условий нужных ему  идей и впечатлений, то необходимо менять их, нужно формировать физически  и духовно сильного человека, приобретающего познания, которые полезны обществу. Он также говорил о том, что  добро доставляет продолжительное  удовольствие и уменьшает страдания. По его воспитательной теории моральное  добро – это добровольное подчинение людской воли законам природы  и общества, т. е. истинной основе морали, а согласие между личными и  общественными интересами можно  завоевывать при благоразумном  и благочестивом поведении.

Руссо же, наоборот, приписывал детям  природное совершенство, а воспитание, в свою очередь, приравнивал к  помехе развития детского совершенства. По его теории детям нужно давать полную свободу в их действиях, приспосабливаясь к ним и их наклонно стям и увлечениям. Идеи Руссо были основой теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке. Из теории «свободного воспитания» следовало, что воспитание должно быть связано только с интересами и желаниями детей и этим содействовать их развитию.

Жан Жак Руссо представил свои педагогические взгляды в книге «Эмиль, или О воспитании», в которой он критиковал характер обучения, при котором ребенок был оторван от жизни, и предлагал обучать ребенка только тому, что для него интересно, вследствие чего ребенок бы сам включался в процесс обучения и самовоспитания. Руссо настаивал на самостоятельном развитии мышления у детей. Он настаивал на связи обучения с жизнью и личным опытом ребенка и при этом обращал большое внимание на трудовое воспитание личности.

Педагогические принципы Жан Жака Руссо

1. Содержание и методика обучения  должны содействовать вырабатыванию  самодеятельности и инициативности  ученика. Ученик на протяжении  всего процесса обучения должен  быть в роли исследователя,  открывающего научные истины.

2. Знания нужно приобретать не  из книг, а из жизненного опыта.  Книжный характер обучения, несвязанность с жизнью и практикой недопустимы и губительны.

3. Обучение – это не то, что  должно проходить для всех  по одной программе, любой ребенок  должен иметь право учить то, что ему интересно, при этом  ребенок будет инициативен в  развитии и обучении.

4. В процессе обучения нужно  развивать у детей их наблюдательность, активность, самостоятельность через  прямой контакт с жизнью, природой, практикой.

54. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ XIX в

При дальнейшем развитии идеи Руссо  приобрели практическую реализацию в работах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, утверждающего  о том, что цель обучения – это  формирование человечности, согласованное  развитие всех сил и способностей человека. По его мнению, воспитание должно носить природосообразный характер, т. е. оно должно развивать свойственные человеку духовные и физические силы в соответствии с присущей ребенку наклонностью к всесторонней деятельности. Песталоцци входит в число первых родоначальников дидактики начального обучения. Его тория начального образования состоит из умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Это образование происходит при тесном взаимодействии для получения в результате гармонично развитого человека. Песта-лоцци создал технологию обучения детей счету, речи, расширил примитивные сведения обучения, добавив сведения из геометрии, географии, рисование, пение с гимнастикой.

В своих сочинениях Песталоцци предлагал  идеи о гуманном воспитании, благосклонном  отношении к детям, развитии у  них сочувствия и сострадательности  в качестве базы их нравственного  развития. На практике Песталоцци старался связать обучение и воспитание детей  с организацией их несложного труда, при этом он применял воспитательную роль детского сообщества, названного затем воспитательным коллективом, для нравственного формирования своих подопечных.

Педагогические принципы по Г. Песталоцци

1. Любое обучение должно опираться  на наблюдения и опыты, и  только после этого должны  строиться выводы и обобщения.

2. Процесс обучения должен быть  создан в форме постепенного  перехода от частного к общему.

3. Началом любого обучения является  наглядность. Если не использовать  принцип наглядности в практике, то сложно получить у детей  верные суждения, развитие мышления  и речи.

4. Нужно вести борьбу с вербализмом, словесной рассудочностью.

5. Обучение одновременно должно  содействовать накоплению знаний  и одновременно вырабатывать  умственные способности и мышление  человека.

Не последнюю роль в процессе создания педагогических начал воспитания исполнил Иоган Гербарт, однако в некоторых местах идеи имели консервативный характер. Консерватизм проявлялся в его мнении, что нужно подавлять в детях «дикую резвость», применяя для достижения этой цели физические наказания, а также выполнять постоянный контроль над их поведением и фиксировать их провинности в особый журнал (кондуит).

Немецкий педагог Адольф Дистерверг создавал свою педагогическую концепцию с прогрессивно-демократических позиций. Он предлагал активизацию учебной деятельности у учащихся и усиление роли их самостоятельной работы.

Дистерверг был последователем Песталоцци и основами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

Природосообразность, с его точки зрения, – это выявление природных задатков ребенка с учетом заложенного в нем стремления к развитию. Принцип куль-туросообразности говорил об учете воспитанием не только природы ребенка, но уровня культуры времени и страны. Дистерверг считал самодеятельность фактором, обусловливающим личность человека. Он сформулировал 33 закона и правила о развивающем обучении.

55. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В  РОССИИ

В российской педагогике наиболее энергично создавались идеи воспитания. Однако стоит оговориться, что в России с незапамятных времен создавались школы. До сих пор хранится информация о создании учебного заведения для 300 детей в городе Новгороде в 1030 г.

Чрезвычайно продуктивной была теоретическая  и практическая деятельность воспитателя  из Белоруссии Симеона Полоцкого(1629–1680) в области педагогики. В 1667 г. Полоцкому было поручено воспитывать царских детей, он обучал царевичей Алексея, Федора, а также царевну Софью. Под его присмотром воспитывался также Петр I.

Симеон Полоцкий разработал программу создания Славяно-греко-латинской академии, открытие которой состоялось в 1687 г., но, к сожалению, уже после его смерти. Эта академия существенно увеличила роль высшего образования в Российском государстве. Полоцкий полагал, что центральными факторами воспитания выступают не только пример родителей и учителей, но и окружающая среда. Полоцкий был категорически против концепции о «врожденных идеях», по которым как бы обусловливается воспитание детей. Он считал, что большое значение должно иметь воспитание, которое, с его точки зрения, должно быть направлено на вырабатывание чувств и разума человека.

Одну из главных ролей в развитии российской педагогической идеи сыграл М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Он разработал большое количество учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”