Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка

Описание

Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…

3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…

4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…

5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…

6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.

7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.

8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.

9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.

10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.

11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.

12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.

13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.

14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.

15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…

16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…

17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.

18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.

19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.

20. Специфика изучения эпических произведений в школе.

21. Особенности изучения лирики в школе.

22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.

23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…

24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…

25. Биография художника слова как составная часть…

26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…

27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.

28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…

29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.

31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…

32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…

33. Письменные работы по лит-ре…

34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…

35. Внеклассная работа по лит-ре…

36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…

37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…

38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…

39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.

40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по методике лит-ры.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    Развитость  речи уч-ся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно  учителя вовлекают уч-ов в речевую  деят-ть. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово – уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь шк-ка примитивен, у уч-ка не хватит слов для выраж-я мысли. Необходимо его расширять. В старших кл. и за счет терминов, книжных оборотов. Необходимо не т-ко находить сл., но и связывать их. Это умение предпол-ет освоение грам-го строя рус. языка. Основной формой разв-я связной речи в 4-7 кл. явл-ся пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий д. предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировть. Устное выст-е д. иметь свою завязку, разв-е мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не д.б. ничего лишнего. Оно д.б. логичным, речь – выразительной. Формы работы – выразит-е чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления. 

    33. Письменные работы  по лит-ре…

    Письм-я  речь, по сравн-ю с устной, имеет  ряд особ-й. Ученик может сосредоточиться, больше подумать, чем когда говорит, может исправить. Но письменная речь - > трудная проблема. Цель – научить строить выск-е в разных жанрах. Виды пись-х работ: изложение, соин-е, тезисы, планы, конспекты, письменные ответы на ?. Самым распостр-й вид в 5-8 кл. явл-ся пересказ или излож-е. Бывает подробное и краткое. Это не письмо наизусть. Оно тренирует память, воображ-е, способность рассуждать. Могут быть целевые установки: изменить лицо рассказчика, ввести рассуждение ит.д.). Методика: целевая установка и чтение текста; если изл-е обучающее, то беседа, запись цитат; составление плана; повторное чтение. Сжатое излож-е требует умения отбирать самое важное. Методика: чтение текста, ? на который нужно дать ответ, план и размер работы, написание.

    Сочинение показывает насколько учащиеся овладели умением излагать освоенный материал. Занимает главное место в системе письменных работ. Необходимы спец-е уроки по подготовке к соч-ю. Надо определить главное, идею. Соч-я имеют разную класс-ю по сточнику инф-ии: на лит-ую тему, не на лит-ую тему. По способу собирания матер-ла: на матер-ле наблюдений, худ-го текста, по картинке. По цели: обучающие, контрольные, экзаменационные. По способу: письменные, устные. По месту выполн-я: домашние, классные, класс-домашние, домаш-клас-ые. Урок бучения соч-ю имеет стр-ру: 1) сообщение цели урока, 2) беседа о теме соч-я, 3) определение особенности жанра и стиля, 4) анализ корректирования собранного материала, 5) составление плана, 6) подбор материала, 7) языковая подготовка (работа над образами, средствами, синт-ми констр-ми). Методика сочинения по Колокольцеву: 1) сообщение темы, ее анализ. 2) работа над планом, 3) работа с текстом худ-го пр-я по плану (подбор материалов), 4) языковая работа, 5) раб-а над черновым вар-м, 6) обсуждение работы, 7) совершенствование чернового вар-та, 8) написание окончат-го варианта. Этап рефлексии обязателен. 

    34. Внеклассное (самостоят-е)  чтение в системе  лит-го образ-я…

    Составная часть учебного процесса. Самост-е  чтение учеников. Цель – преобщить  к чтению, совершенствовать читательскую куль-ру. Оно организ-ся на тех же дидактических принципах, что и урок лит-ры. Уроки внекл-го чтения д.б. сопрежены с основным курсом лит-ры. Это делается по 3 направлениям: по персоналим; жанрам; по теме, идее. Программы не регламентируют кол-во таких уроков. Учитель сам выбирает, когда их проводить (не < 2 уроков в четерть). Они д. носить форму диспутов, путешествий, портретов, гостиных. Оценки не ставятся, но по усмотрению учителя можно. Возможно ведение читат-го дневнмка. 

    35. Внеклассная работа  по лит-ре…

    Составная часть воспит-го процесса. Внекл-я  работа по предмету отраж-ся в общем  плане воспит-ой работы. Цель – прививать любовь к предмету и помочь разв-ю творческих способностей шк-ов. Организуется на основе принципов: избирательости, добровольности, доступности, научности, опор на творч-ую деят-ть шк-ов. По форме: массовая (выпуск стенгазеты, лит-ый вечер…), групповые (кружки, клубы, секции), индивидуальные (консультации учеников). Внекл-я уч-я работа бывает: постоянная (кружки), эпизодические (лит-ый вечер). Сюда включабтся: развлекательные мероприятия, исследовательские. 

    36. Роль наглядности  в преп-ии лит-ры…

    Худ-я  лит-ра воспр-т дейст-ть в живых  карт-х, образах и сама явл-ся нагл-ым изобр-ем дейст-ти. Смежные виды иск-ва на ур. лит-ры, разные графич-е мат-лы (схемы, таблицы, плакаты и др.) и  принято наз-ть нагл-ми ср-вами обуч-я. Для усвоения худ-го пр-ия. Цель – проникн-е в ткань худ-го пр-ия, отд-х ? ТЛ и биогр-ии пис-ля. Главная ф-ия нагл-ти на ур. лит-ры - помочь уч-ся в постижении лит-го пр-ия и тв-ва пис-ля в целом, в овладении теор-лит-ми знаниями, в развитии речи уч-ся. Дело уч-ля - опред-ть ф-ю нагл-ти на каждом конкретном ур. Виды: 1) зрит-я (репр-ии, портреты пис-лей, иллюстр-ии к пр-ям,карт жанрового х-ра,фото мест,связ с ж-ю пис-ля,скульпт фигурки героев книге, макет+графич-е пособие, 2) слух-я, 3) синтетич-ая (кино и тв. соед-ет в себе зрит-ю, слух-ю нагл-ть).

    Планируя  ур. с примен-ем нагл-ти, уч-ль д. опр-ть ее дидакт-ю ф-ю в сис-е ур. в  целом и на каждый ур. в част-ти. На закл-ом этапе изуч-я пр-ия наи> распр-е задания сопост-го хар-ра, к-е пом-ют уч-кам вновь воспринять лит-ое пр-ие целостно, оценивая его одноt-но с нового для них угла зр-я. Одним из сущ-ых треб-ий к ур. с нагл-ю явл-ся осмысл-е ее дидакт-ой ф-ии. Смежные виды иск-в на ур. лит-ры-не самоцель, а ср-во проникн-я в лит-ое пр-ие. 

    37. Факультативные занятии,  спецкурсы и элективные…

    Ф.з. – часть учебной работы, еще  называют спецкурсами. Цель – расширить  знакомство уч-ся с наи> значимыми  явл-ми истор-лит-го процесса, с осн-ми закон-ми словестного иск-ва, открыть  простор для разв-я склонностей и способностей уч-ов. Основные принципы организации: добровольность, избират-ть, научность, системность. От 10 до 25 чел-к. Может прийти каждый желающий. Ф.з. проводится раз в неделю как сдвоенные уроки в рамках школьного расписания или вне его. Основные виды деят-ти уч-ся: исследоват-я работа, самост-я работа. Форма проведения: урок-лекция (редко), семинар, исследование, конференция. Темы м.б. монографическими и обзорными, обобщающие и конкретизир-е. Расширяется на ф.з. знак-во с критич-ой лит-рой, рамки словарной работы, выразительного чтения, устнвх выступлений, письменной речи. Главный принцип построения занятий – хронологический. Этапы изучения: вводное заятие, основной материал, итоговое. Ф.з. д.б. связаны с внеклассной работой: вечет, выставки.

    Сейчас  вводятся элективные курсы в шклах  с профильным обучением. Цель в 9 кл. – подготовить к выбору профиля  класса. В 10 – соориенировать в выборе профессии. Могут занимать 6-17 часов, т.к. ученики д. посетить неск-ко курсов за год (3-4). В 10-11 кл. они рассчитаны на 17-34 часа. Формы и методы те же. Формы организации деят-ти: коллект-я, групповая, парная, индивид-я. Есть спец-ые программы курсов. 

    38. УМК по лит-ре  для 5-9 классов…

    Для 5-8 кл. Любая прграмма счит-ся действующей, если для нее есть УМК, в к-й вкодит: 1) учебное пособие (учебник-хрестоматия), 2) пособие для самост-ой работы, 3) хрестоматии, 4) проверочные работы и задания, 5) тетради на печатной основе, 6) справочная лит-ра (словари), 7) методич-е рекомендации для уч-ля.

    Для 9 кл. Принятие закона о необязат-ом среднем обр-ии привело к двум программам: 1) традиционная. Рассчитана на 9-11 кл., стоится по тем же принципам, что программа для 10-11 кл. Включает пр-я от «СоПИ» до Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что 2 половина 19в. начнет изуч-ся в 10 кл. 2) Новая. На 5-9, на принципах программы основной школы. Включает пр-я от «СоПИ» до тв-ва Ахматовой или Твардовского. Основные пр-я изучаются в отрывках.

    Анализ  уч-го пособия для 5 кл. Курдюмова 1 часть. Темы оформлены: 1) ФИО писателя, годы жизни, портрет. 2) Вступительная статья или биогр-е сведения. В них материал дается дозировано, приводятся те сведения, к-е связаны с образом, изучаемым пр-ем. Они м. браться из монографий, воспоминаний современников, родных и близких, составляться самим автором. 3) После статьи м.б. ? и задания. 4) Худ-ый текст м. подаваться в полном объеме, в сокращении или частями. Кновым и непонятным словам есть сноски и пояснения. 5) ? и задания по анализу худ-го текста репрод-го и прод-го хар-ра. После темы: 1) Список книг для внеклассного чтения. 2) Стаья теоретико-лит-го хар-ра. 3) Доп-ый материал. 

    39. УМК по лит-ре  для 10-11 классов.

1) учебник (уч.пособие), 2) практикум для самост-ой работы  шк-ов, 3) хрестоматия, 4) хрестоматия  лит-крит-их мат-лов 5) тетрадь  на печатной основе, 6) проверочные задания, 7) дополн-е мат-лы (пособие) по биографии, тв-ву пис-ля, по теории лит-ры, 8) справочные мат-лы, 9) словари (юноог лит-веда, школьный литвед-ий словарь). 10) метод-е рекомендации для уч-ля, составленные авторами учебника. 1, 2 и 10 – обязательно.

    Учебники: Р.лит-ра 20в.-11 под ред. Агеносова. Обзорная тема, напр: «Р.л-ра конца 19 –нач. 20 вв.» - разбив-ся на подтемы (лит-е напр-ния, проза рус.символистов), ? и зад-я  после каждого раздела. В основном – репрод-ые. В конце – рекоменд-ая лит-ра. Монограф-я тема, напр: «Юрий Тынянов»: портрет, даты жизни, биография, худ-ый мир пис-ля, подробно рассм-н роман «Пушкин», задания и ?: для повторения (репродукт-ые), для сам-ой работы (продукт-ые), повыш-ой сложн-ти; темы сочин-ий, рекоменд-ая лит-ра.

    «В  мире лит-ры» 10 кл. Учебное пособие  включает обзорные и моногр-е темы. Обзорные темы состоят из: 1) обзор  рус. лит-ры периода, 2) перечисление авторов  с краткой хар-ой их тв-ва и цитированием нек-х пр-ий. 3) ? в конце темы и  задания, темы докладов, и советы библиотеки. Моногр-е темы включают: 1) названия разделов и ФИО автора, 2) биогр- е сведения даются дозировано, с разделением всей жизни писателя на опред-е этапы, 3) после раздела - ? и задания, связанные с прочтением к\л пр-я данного периода жизни. Задания даны в виде семинара или худ-го практикума, 4) худ-го текста нт. Дается назв-е пр-я, эпиграф автора, цитата автора или критиков. Материал о пр-ии поделен на главы. 5) ? и адания по пр-ю, связанные с критикой. 6) В конце раздела дается название Крит-х статей по всей моногр-ой теме. 

    40. Планирование работы  учителя как основа  творческого преподавания…

    Планир-е  – осн-ой вид деят-ти уч-ля при  подгот-ке к ур. Виды: 1) календарное: на четверть (5-9кл); на полугодие (ст кл). Распред-е тем програмы по календ-ым строкам (10кл-«введение»-2.09; «А.Н.Остр»-4.09-11.09). 2) тематич-ое – планир-е конкр-ой темы (Тург «О.и д.» - 6ч Ур1.«Ж.и тв-во Тург»…). 3) календ-тематич-ое - перспективный план на полугодие, 4) поурочное – планир-е каждого ур.: план-сценарий - подробная запись для уч-ля и уч-ка; план-конспект - подробная запись т-ко деят-ти уч-ля; рабочий план – схематич-ая запись деят-ти уч-ля.

    Тематический - план сис-мы ур., распред-е мат-ла темы по ур.: № - тема урока – задание  на дом – повторение – письменные работы – оборудование.

    Календ-темат-ий - перспективный план на полугодие: № - тема урока – кол-во часов  – календарные строки – уроки  внеклассного чтения – письменные работы.

    Поурочн план. Тема ур. Цели ур.: а) образ-е; б) воспит-е; в) развив-е.  Методы и приемы. Оборуд-е. План ур. Ход урока: учитель – ученик. 
 

 
  1. Методика  преподавания лит-ры как научная  дисциплина.

 2. Лит-ра как  учебный предмет в современной  школе. Задачи лит-го образ-я…

 3. Современные  программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…

 4. Современные  программы по лит-ре. Анализ инновац-й  прграммы…

 5. Сравнительный  анализ 2х программ, разработанных  разными авторами…

 6. Этапы лит-го  образ-я в шк. Задачи, содерж-е  и стр-ра курса лит-ры в основной  школе.

 7. Этапы лит-го  образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.

 8. Дидактческие  и литвед-ие принципы препод-я  лит-ры в школе.

 9. Основные  этапы разв-я… первой половины 19в.

 10. Основные  этапы разв-я… второй половины 19в.

 11. Основные  этапы разв-я… первой половины 20в.

 12. Основные  этапы разв-я… второй половины 20в.

 13. Современный  этап разв-я шк-го литвед-я и  медодич-ой науки.

 14. Методы  и приемы обучения лит-ре. Различные  классифик-ии методов обучения.

 15. Основные  этапы изучения лит-го пр-я  в школе…

 16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…

 17. Анализ  как основной этап… Соотн-ие  литвед-го и школьного анализа.  Виды анализа.

 18. Анализ  как основной этап… Пути ан-за  худ-го пр-я на ур. лит-ры в  ср-их и ст-их кл.

 19. Заключительные  занятия в системе изучения литературной темы.

 20. Специфика  изучения эпических произведений  в школе.

 21. Особенности  изучения лирики в школе.

 22. Специфика  изуч-я драм-х пр-ий в школе.

 23. Обзорные  темы курса лит-ры в старших  классах…

 24. Проблема  изуч-я биографии писателя в основной школе…

 25. Биография  художника слова как составная  часть…

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"