Роль логопеда в становлении личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:22, статья

Описание

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда - научить правильно произносить звуки. Грамотная речь, богатый словарный запас, умение ясно выражать свои мысли - все это "предметная область" специалиста. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.
Логопед — это специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая буквы. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного.

Работа состоит из  1 файл

Логопед статья.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)

Логопед - врач или педагог?

Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что единственная задача логопеда - научить правильно произносить  звуки. Грамотная речь, богатый словарный  запас, умение ясно выражать свои мысли - все это "предметная область" специалиста. И потребность в логопедах из года в год только возрастает.

 

Логопед — это специалист по исправлению дефектов речи. С помощью специально подобранных упражнений он учит говорить красиво, четко проговаривая буквы. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков, задает читать на дом тексты и скороговорки, бдительно следит за успехами подопечного.

 

Больше всего работы у специалистов, которые занимаются с детьми. Сегодня  родители, заметив у своих малышей  речевые нарушения, стараются как можно раньше устранить их. В обычных детских садах и в поликлиниках всегда есть логопед, но он в штате один и потому не может уделять достаточно внимания каждому. Постоянно и серьезно над речью ребенка работают в специализированных логопедических детских садах. Зарплата в государственных учреждениях, конечно, невысокая, но все равно сюда приходят работать всерьез и надолго, как часто бывает у педагогов. А логопед в детском саду имеет именно статус педагога, получая соответствующие разряды, льготы и т. д.

 

Впрочем, есть и другие варианты для профессионалов: давать частные занятия или даже открыть собственный логопедический кабинет. Те, кто не уверен, что сумеют найти общий язык с детьми, работают со взрослыми — иногда и они  нуждаются в коррекции речи.

 

 

 

 

Особый  подход

 

Хороший логопед, безусловно, владеет  основами коррекции большинства  нарушений речи, но лучше, если он специализируется на чем-то одном. Скажем, методика лечения  заикания у детей отличается от способов устранения дислексии и дисграфии (затруднения при чтении и письме). Речевые проблемы возникают и у взрослых. Например, к логопеду приходят абитуриент, поступающие в театральный вуз, где предъявляются высокие требования к речевым навыкам. Такие занятия включают работу над дыханием, голосом, словом, интонацией. Часто обращаются к логопеду и специалисты, чья работа связана с постоянным общением. Логопед может научить взрослого человека регулировать конфликтные ситуации речевыми методами, выгодно представлять себя при трудоустройстве, поможет стать интересным собеседником. Бывает, что руководство компании специально направляет сотрудника к логопеду – чтобы, например, устранить дефект произношения, мешающий занять какую-либо должность. Нужны логопеды и людям, потерявшим речь в результате поражения головного мозга, например после инсульта, — в этом случае используются специальные методы.

 

На стыке  наук

 

В процессе работы логопеды занимаются обучением, так что им не обойтись без знания педагогики. В то же время  специалист должен владеть и базовыми медицинскими знаниями, ведь он лечит определенные патологии. Логопеду надо быть хорошим психологом, чтобы установить контакт и с ребенком, и со взрослым, поддерживать у маленького подопечного интерес к занятиям, вовремя похвалить или проявить строгость.

 

Помимо профессиональных навыков логопеду необходимы определенные личностные качества: любовь к детям, спокойствие и терпение, коммуникабельность и артистичность. И, конечно, у самого логопеда не должно быть речевых проблем, – это даже не обсуждается.

 

Самое важное в логопедии

 

Будущие логопеды изучают медицинские  дисциплины: основы нейрофизиологии, невропатологии, психопатологии, физиологию органов  слуха, речи и зрения, основы генетики. Вторая группа предметов – общепедагогическая: психология, педагогика, психолингвистика и т. д. Но основное внимание в процессе обучения уделяется, конечно, специальным предметам, то есть непосредственно логопедии. Студентам рассказывают о развитии речи, методах диагностики речевых нарушений, особенностях воспитания детей с речевыми патологиями. Один из важнейших предметов – логопедические технологии, где учат формировать правильную речь. Обязательно знакомство с олигофренопедагогикой (работой с умственно отсталыми детьми) и сурдопедагогикой (со слабослышащими детьми). Кстати, русский язык и литература для логопедов относятся к профильным предметам, поэтому изучаются они совсем не формально.

 

Оксана Третникова, логопед ГОУ «Детский сад комбинированного вида»

 

- Оксана, как Вы пришли в профессию?

- Моя первая  специальность, инженер-электротехник, была невостребована из-за экономических преобразований в нашей стране. Поэтому какое-то время я занималась воспитанием своего ребенка. Потом решила работать, но в то же время не хотела оставлять без внимания дочь. Заинтересовала профессия логопеда – мне всегда нравилось общаться с детьми. К тому же, у логопеда удобный график – 4 часа в день, и двухмесячный летний отпуск. Все это определило мой выбор. По специальности я начала работать будучи студенткой четвертого курса МГГУ им. М.А. Шолохова, где получала второе высшее образование.

 

- Чем Вы  конкретно занимаетесь? 

- Основная  работа – с детьми, имеющими  речевые нарушения. Моя задача  – научить ребенка свободно  выражать свои мысли развернутой  и грамматически правильной фразой, хорошо  произносить звуки, пересказывать, читать. На занятиях я стараюсь расширить словарный запас детей, развить фонематическое восприятие, а также память, внимание. Если эти задачи будут выполнены, к моменту обучения в школе стартовые возможности такого ребенка приближаются к возможностям ребенка с нормальным речевым развитием, а иногда и  ревышают их.

   В  процессе работы я выстраиваю  отношения с родителями, стараюсь  повернуть их лицом к проблемам  детей. Родители бывают разные. Но если удается подключить  их к коррекционному процессу, результат достигается быстрее.

 

- Как проходит  рабочий день?

- Занятия проводятся как с  группой детей, так и индивидуально.  По правилам в день должно  быть восемь 15-минутных «уроков». Но я с каждым ребенком занимаюсь  столько, сколько он выдерживает, – от 15 минут до часа. Работаю в первой половине дня, хотя иногда приходится  задерживаться на вторую смену – например, для того, чтобы поговорить с родителями. В конце рабочего дня занимаюсь документацией, анализирую результаты работы: что получилось, а что – не очень, что можно сделать еще. Нужно составить план на следующий день, подготовить пособия и наглядные материалы.

 

- Чем привлекательна эта работа?

- Работа логопеда творческая  и требует интеллектуального  совершенствования. Заниматься с  детьми очень интересно: они – живой,пластичный материал. Это позволяет видеть результаты своего труда, что не может не радовать. Дополнительные плюсы профессии – удобный график, большой летний отпуск, возможность подработать в случае необходимости.

 

- С какими трудностями приходится  сталкиваться?

- Много бумажной работы: отчеты, конспекты и т. д. Это самая  неприятная сторона профессии.  Я бы с большим удовольствием  потратила это время на занятия с детьми. Бывают дети со сложным сочетанным дефектом. Если у ребенка задержка психического развития, поведенческие нарушения, аутические проявления, интеллектуальная недостаточность, то ему сложно воспринимать материал, динамика его развития низкая. Бывает тяжело уговорить родителей провести обследование ребенка у хорошего врача-специалиста, без помощи которого наша работа идет вхолостую. Общение и с детьми, и с их родителями требует большого терпения.

 

- Самый запоминающийся случай в Вашей практике?

- Мы с детьми изучали тему  «Одежда». Много разговаривали об  этом, составляли описательные рассказы. А потом ребята пошли гулять. Два наших мальчика относились  с большой симпатией к одной  девочке. Они у нее спрашивают: «А кто из нас тебе нравится больше?». Она кокетливо улыбнулась и ответила: «Вы мне оба нравитесь, но больше всех мне нравится мальчик в коричневой курточке, у которой на рукаве карман, а спереди цифра семь» и т. д. Одежду девочка описала очень точно.

 

Как и любая медицинская профессия, логопед является очень ответственной. Логопед – это врач-дефектолог, который работает над установлением правильности речи людей разного возраста. Мы часто слышим, что подрастающим детям дошкольного возраста нужна помощь такого специалиста, чтобы начать правильно выговаривать некоторые особо сложные для детей звуки. Но не только дети страдают дефектами речи. После инсульта многие пожилые люди испытывают трудности при разговоре, задача врача – вернуть им способность говорить.

 

Задачи  логопедического сопровождения:

 

 • Выявление детей с нарушениями  в устной и письменной речи. Правильная постановка логопедического  заключения.

 

 • Регулярное и качественное  проведение коррекционных занятий  с представлением всех видов  речевой деятельности 

 

 • Соблюдение общих и специфических требований в проведении занятий (наглядность, системность, научность, доступность, работа над всеми компонентами речи).

 

• Работа над повышением методического  мастерства. Изучение и применение на практике новых методик.

 

 •  Пропаганда логопедических знаний среди родителей и учителей.

 

История профессии: Эта профессия относительно новая, поэтому в прошлом дефекты речи, скорее всего, не воспринимались как сильное отклонение от нормы. У большинства людей такие проблемы проходили сами по себе годам к 7 — 8, а остальные же так и изъяснялись, как получалось. Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Только к средине ХХ столетия логопеды все чаще начали обращать внимание на психологическое подспорье такой проблемы.…

Социальная значимость профессии  в обществе: Неправильная дикция — это серьёзная предпосылка для комплекса неполноценности. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду. Человек — существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Конечно же, специалисты, которые устраняют преграды для нормального общения с другими людьми, делают огромную услугу пациенту и его близким. Многие не смогли бы выполнять свои обязанности на работе, если бы они изъяснялись невнятно.

 

Массовость  и уникальность профессии: Логопеда можно встретить в любой детской поликлинике. По распространённости эта профессия такая же, как и детский психолог или окулист. Поскольку они имеют дело с детьми, то требованиями нужно считать такие качества характера, как сдержанность и приветливость. Логопед должен знать основы педагогики, детской психологии, некоторые аспекты анатомии и медицины. Ведь причиной какой-либо проблемы с речью могут быть несколько факторов разного характера. Так как эти специалисты имеют дело с довольно распространённой проблемой, то успешный профессионал будет иметь множество клиентов, что положительно отразится на его материальном положении.

 

Риски профессии: Логопед — это одна из тех профессий, где успех зависит от специалиста лишь частично. Ведь существует масса врождённых дефектов челюсти и рта, которые невозможно устранить полностью, а значит, логопедия ничем не поможет такому пациенту. Но когда всё же получается научить ребёнка вместо «ы» говорить «ры», благодарность родителей последует немедленно. Жаль только, что сам маленький пациент не осознаёт, зачем это нужно, а когда вырастет, то вряд ли вспомнит, кто его научил правильно говорить.

 

 

 

Аннотация

 

В этой статье рассказывается о роли профессии Логопеда, какие бы проблемы возникали если бы не было этой профессии. Что является самым важным, задачи логопедии, с чем приходиться сталкиваться в этой профессии и историю Логопедии.

 

 

                                              


Информация о работе Роль логопеда в становлении личности ребенка