Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:21, дипломная работа
Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи. Задачи:
1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;
2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.
3. изучить историю вопроса;
9. сделать общие выводы по теме.
1.4.1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы
по иностранному языку
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по ИЯ 
решает такие задачи: усовершенствование 
знаний, привычек и умений, приобретенных 
на уроках 
ИЯ; развитие коммуникативных способностей; 
расширение мировоззрения учеников; развитие 
их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов.
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
На среднем уровне 
(5-9 классы) подростки проявляют большую 
социальную активность, направленную на 
усвоение определенных образцов поведения 
и ценностей, стремятся к восприятию нового, 
интересного, их память развивается в 
направлении интеллектуализации, запоминание 
приобретает целенаправленный характер, 
речь становится более управляемым и развитой. 
Подростки требуют искреннего и серьезного 
отношения к своим интересам, не любят 
ограничения своей самостоятельности 
со стороны взрослых.
Большое значение для 
учащихся приобретает общение со 
своими сверстниками. 
Общение для них - неотъемлемая часть их 
жизни, канал информации и вид деятельности, 
в процессе которой происходит формирование 
индивидуального стиля поведения учащихся. 
[6]
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия. [12]
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [14]
1.4.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками (В.И.Шепелева).[2]
Принцип добровольности 
состоит в том, что ученики 
включаются в внеклассную работу по собственному желанию. 
Этот принцип имеет свою особенность: 
ученик, который сам определил свое участие 
в том или другом виде внеклассной деятельности, 
берет на себя добровольное обязательство 
продолжать изучение ИЯ, что будет требовать 
от него дополнительных усилий. 
Принцип массовости предусматривает активное 
участие в внеклассных мероприятиях наибольшего 
количества учеников с разным уровнем 
владения иностранным языком. Принцип 
учета и развития индивидуальных особенностей 
и интересов учеников предусматривает 
учет в контексте деятельности учеников 
их собственного опыта, интересов, желаний, 
наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной 
сферы и статуса личности в коллективе. 
Принцип связи внеклассной работы с уроками 
прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить 
единство практических, развивающих и 
воспитательных целей внеклассных занятий 
и уроков. Он также предусматривает связь 
учебных материалов, которые используются 
во внеклассной работе, с материалом действующих 
учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении 
учениками привычками и умениями, приобретенными 
на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть 
то, чтобы ученики наиболее полно использовали 
эти привычки и умения во время внеклассного 
мероприятия. Вместе с тем внеклассная 
работа может положительно влиять на учебную 
деятельность учеников по иностранному 
языку. 
Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют 
вышеупомянутые принципы принципами комплексности, 
увлеченности и развития инициативы и 
самодеятельности. 
Принцип комплексности может обеспечить 
единство и взаимосвязь морального, эстетичного, 
трудового и физического воспитания. Внеклассная 
работа по ИЯ должна воспитывать искреннего 
гражданина, который с уважением относится 
к своей стране и стране, язык которой 
он изучает. Этот гражданин должен быть 
честным, порядочным, понимать людей, с 
которыми общается, уважать и понимать 
ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо 
прививать ученикам любовь к прекрасному, 
учить исполнять песни, слушать и понимать 
музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Принцип развития инициативы 
и самодеятельности предусматривает 
стимулирование и развитие у школьников 
самодеятельности и инициативы в 
работе. Именно во внеклассной работе 
учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать 
свои знания и умения, разрешить делать 
все, что касается подготовки и проведения 
внеклассного мероприятия, умело и незаметно 
руководя этим процессом. Самодеятельность 
- это основа творчества, а именно творческое 
удовлетворение в работе всегда оказывает 
содействие желанию работать лучше, знать 
иностранный язык совершеннее. 
Инициатива может стать жизненной позицией 
каждого ученика. Учителю необходимо побудить 
своих учеников к тому, чтобы они сами 
выбрали тематику и формы внеклассного 
общения.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности. [14]
1.4.3 Формы внеклассной работы по иностранному языку
В методической литературе 
и в практике школы традиционно 
различают три формы 
Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно- структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными 
учениками, которые готовят сообщение 
или доклад о стране, язык которой изучается, 
о значительных датах и событиях, выдающихся 
людях, разучивают стихи, песни, отрывки 
из литературных произведений на иностранном 
языке, изготовляют наглядные пособия, 
оформляют стенгазеты, альбомы, стенды 
и т.п. 
Индивидуальная работа может проводиться 
постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1)соревновательные,
2)средства массовой информации,
3)культурно-массовые,
4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина). К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. [3]
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного 
языка в школе как комплексная 
форма должна оказывать содействие 
целенаправленной организации и систематизации всей 
внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации 
работы кружков, для которых.  
Неделя становится своеобразным творческим 
отчетом, формированию творческих отношений 
между учениками, учителями и родителями, 
которые взаимодействуют в процессе подготовки 
и проведение Недели. Неделя иностранного 
языка проводят в определенный период 
учебного года по предварительно составленной 
программе, которая определяет цели, содержание 
и форму любого из его компонентов. Тематика 
мероприятий в рамках Недели должна быть 
интересной, познавательной, доступной, 
связанной с учебным материалом и отвечать 
возрастным особенностям учеников, уровню 
их языковой подготовки.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
. информативность и