Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:22, реферат

Описание

Должность "социальный педагог" появилась в России в 1991 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение в стране количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
В это время появилась необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения, с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с детьми с нарушениями в поведении, с безнадзорными детьми.

Содержание

Ввеедение
Глава I.I. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности
I.1.1 Область деятельности социального педагога
I.1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях
I.1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Глава I.II. Особенности работы социального педагога в ДОУ
I.2.1 Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет)
I.2.2 Направления работы социального педагога в ДОУ
I.2.3 Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
I.2.4 Работа социального педагога с родителями детей, находящихся в ДОУ
Вывод по первой части
2.Деятельность социального педагога в ДОУ.
Введение
Глава 2.I. Теоретические основания деятельности социального педагога в ДОУ
2.1.1 Функции и роли социального педагога
2.1.2 Профессиональные обязанности социального педагога
2.1.3 Задачи и направления работы социального педагога в ДОУ
2.1.4 Основное содержание деятельности социального педагога в ДОУ
Глава 2.II. Деятельность социального педагога в ДОУ
2.2.1 Методы и формы работы социального педагога в ДОУ
2.2.2 Программа деятельности социального педагога в ДОУ
2.2.3. Роль социального педагога в ДОУ в социализации личности ребёнка
Вывод по второй части
3. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ
4. Нормативно-правовая база организации социально-педагогической работы в ДОУ.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Легнчук.Д.В.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Цель и задачи методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении определяются образовательной ситуацией в ДОУ, целью и задачами учреждения и системы дошкольного образования и образования РФ в целом.

Анализ исследуемой литературы по рассмотрению задач методической работы приводит нас к выводу, что авторы не всегда достаточно разграничивают, задачи методической работы учреждения от общих задач образовательной деятельности учреждения. Так, например, В.А. Беляева, В.П. Дуброва, Л.И. Фалюшина предлагают общие подходы к определению задач методической работы:

– управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития);

– организация повышения профессиональной компетентности педагогов (знакомство педагогов с новыми психолого- педагогическими исследованиями, распространение передового педагогического опыта, а в режиме развития – подготовка педагогов к инновационной деятельности).

Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:

– исследование образовательных потребностей социума;

– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;

– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);

– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;

– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;

– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;

– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001. C. 22].

Представляется, что более конкретно задачи методической работы образовательного учреждения предложены Е.В. Коротаевой, которая выстраивает следующую последовательность задач:

– установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;

– определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;

– обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;

– создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом [2001. C. 21].

Следующий компонент методической работы как деятельности – это содержание. Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002. C. 79].

В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей: педагога и методиста учреждения

С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:

1) функции методической  работы по отношению к педагогическому коллективу ДОУ:

  • совершенствование педагогической деятельности;
  • обновление программного обеспечения образовательного процесса;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
  • внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.

2) функции методической  работы по отношению к конкретному  педагогу:

  • изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;
  • организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.

В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Они выстраивают его в виде компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: социально-психологическая компетентность; педагогическая компетентность; национальная, речевая и бытовая компетентности [1995. C. 7]. 

Существует другой взгляд на определение содержания методической работы. Так, В.А. Беляева и А.А. Петренко утверждают, что методическую работу как процесс развития профессионализма педагогов необходимо рассматривать через внутренние и внешние факторы. Внешними факторами выступают социокультурная среда и развивающаяся система образования, где необходимо учитывать современную образовательную ситуацию. Внутренними факторами выступают самовоспитание, самообразование и саморазвитие педагогов в соответствии с требованиями ГОС.

Таким образом, содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития ДОУ и образовательной ситуацией в образовании и может быть разработано в соответствии с показателями основных компонентов профессиональной компетентности педагогов, которыми могут быть: 1) дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); 2) психолого-педагогический; 3) методический; 4) технологический и технический; 5) коммуникативный.

Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось и еще отводится главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, бессистемному контролю за количеством, а не за качеством проведенных педагогом занятий и режимных моментов, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк, относятся:

- локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

- интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

- интерактивные (межрайонные, городские, областные, федеральные): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др.

Л.М. Денякина утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности ДОУ. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы.

Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса» [2003. C. 88].

А.И. Васильева, Н.Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами методиста (старшего воспитателя) ДОУ является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ [1990. C. 122].

Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании. Так, Н.Ю. Честнова считает, что кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы. Автор подчеркивает, чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию [2004. C.483].

К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам:

- недопонимание методистом (старшим воспитателем) и педагогами  роли и возможностей методического  кабинета;

- несоответствие организационных  условий из–за недопонимания  структуры организации методической деятельности;

- недостаточная оснащенность  кабинета (чаще всего из-за недофинансирования);

- отсутствие или несоответствие  графика работы педагогов в  кабинете с графиком деятельности  методиста и т.д.;

- устаревшие, неэффективные  формы работы с педагогами в методическом кабинете;

- несовершенство его  структурно-функционального предназначения.

Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002. C. 78]. Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка. Следовательно, результатом методической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

Таким образом, в процессе различных теоретических источников по вопросам сущности, структуры организации и содержания методической работы в ДОУ мы приходим к выводу, что методическая работа в ДОУ– это вид целенаправленной деятельности, системно выстроенной в соответствии со структурными ее компонентами. Структура организации и разработанное содержание методической работы (как одного из видов деятельности ДОУ) должны играть ведущую роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов, что в свою очередь приводит к оптимизации результата деятельности всего образовательного учреждения и качества содержания образования в целом.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении планируется руководителями учреждения, утверждается педагогическим советом, осуществляется в течение всего учебного года и предусматривает органичное сочетание с повседневной практической деятельностью педагогов учреждения. Всей методической работой руководит методист дошкольного учреждения (старший воспитатель или заместитель заведующего ДОУ) [Л.М. Волобуева, 2004 C. 3]. Следовательно, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива дошкольного образовательного коллектива в целом.

Информация о работе Опыт социально педагогической деятельности с ДОУ