Организация - это 
весьма изменчивое  и высокосложное 
социальное образование. Рассмотрим 
отдельные его элементы:
 
 1. Социальная структура является 
центральным элементом любой организации. 
Она характеризуется как нормативной 
структурой, так и фактическим порядком.
 
      Нормативная структура 
включает в себя ценности нормы 
и ролевые ожидания. Ценности - это 
критерии привлекательности и 
разумного выбора цели, а также 
оценки окружающих социальных норм. Нормы 
- это управляющие поведением обобщенные 
правила.
 
      Что касается фактического 
порядка, то его можно определить 
как поведенческую структуру. 
Она значительно отличается от 
нормативной структуры, прежде 
всего тем, что в ней на первый план 
выдвигаются личностные качества участников 
и их взаимные оценки этих качеств.
 
      Социальная структура 
организации различается по степени 
формализации. Формальная социальная 
структура - это такая структура, 
в которой социальные  позиции 
и взаимосвязи между ними четко специализированы 
и определены независимо от личностных 
характеристик членов организации, занимающих 
эти позиции.
 
 2. Цели, исходя из сформулированного 
определения, особенно важны, 
так как ради их достижения 
и осуществляется вся деятельность 
такого объединения людей. По мнению А. 
И. Пригожина существуют три вида организационных 
целей: цели - задания, цели - ориентация, 
цели - системы.
 
      Цели - задания - это 
оформленные как программы общих 
действий и поручений выдаваемые 
из вне организацией более высокого уровня. 
Они определяют смысл существования данной 
организации.
 
      Цели – ориентации 
- это совокупность целей участников, 
реализуемых через организацию.
 
      Цели - системы - это 
стремление сохранить организацию 
как самостоятельное целое, то есть - это 
стремление организации к выживанию в 
условиях существующего внешнего окружения.
 
      Перечисленные цели 
организации являются основными 
или базовыми. Для их достижения 
организация ставит перед собой 
множество вторичных целей.
 
 3. Члены организации или участники 
- важная составляющая организации.
 
 Это совокупность индивидов, 
каждый из которых занимает 
определенную позицию в социальной 
структуре организации и играет 
соответствующую социальную роль.
 
 4. Технология - это способ достижения 
поставленных целей, включающий в себя 
также совокупность технических средств.
 
 5. Внешнее окружение. Каждая 
организация существует в специфическом, 
физическом, технологическом, культурном 
и социальном окружении. Для 
того чтобы организация могла занять 
надлежащее место в обществе, она должна 
адаптироваться к этой внешней среде. 
Если организация стремиться максимально 
изолировать себя от воздействия других 
организаций, то такая стратегия называется 
буферной. Если же организация стремиться 
расширить и укрепить свои связи с внешней 
средой, то такая стратегия называется 
стратегией наведения мостов.
 
      Таким образом, 
организация представляется как 
система элементов, каждый из 
которых немыслим без других.
 
  
 
 4. Причины образования молодежных 
группировок
 
 Откуда же и почему появляются 
"выпавшие" люди? Здесь два направления. 
Первое: в этом выпавшем, неопределенном, 
"подвешенном" состоянии человек 
оказывается в период перехода 
с позиции одной на позицию 
другой социальной структуры. 
Потом он, как правило, находит свое постоянное 
место, обретает постоянный статус, входит 
в социум и покидает сферу контркультуры. 
Такие рассуждения заложены в основе концепций 
В. Тернера, Т. Парсонса, Л. Фойера.
 
 По Парсону, например, причина 
протеста молодежи и ее противостояния 
миру взрослых - "нетерпение" занять 
места отцов в социальной структуре. А 
они некоторое время еще остаются заняты. 
Но дело кончается втиранием нового поколения 
в ту же структуру и, следовательно, ее 
воспроизводством. Второе направление 
объясняет появление выпавших людей сдвигами 
в самом обществе. У М. Мид это выглядит 
так: " Молодежь приходит, взрослея, 
уже не в тот мир, к которому ее готовили 
в процессе социализации. Опыт старших 
не годится. Молодых готовили к занятию 
одних позиций в социальной структуре, 
а структура уже другая, тех позиций в 
ней нет ".
 
 Новое поколение ступает 
в пустоту. Не они выходят 
из имеющейся социальной структуры 
(как у Парсона или Тернера), 
а сама структура ускользает 
из-под их ног. Здесь и начинается 
бурный рост молодежных сообществ 
отталкивающих от себя мир взрослых, их 
ненужный опыт. И результат пребывания 
в лоне контр-культуры здесь уже другой: 
не встраивание в прежнюю структуру, а 
строительство новой. В ценностной сфере 
смена культурной парадигмы: ценности 
контр-культуры "всплывают" и ложатся 
в основу организации "большого" 
общества. А прежние ценности опускаются 
в подземный мир контр-культур. На самом 
деле эти два направления не отвергают 
друг друга, а дополняют. Речь идет просто 
о разных периодах в жизни общества, или 
его разных состояниях. В стабильные периоды 
и в традиционных обществах (изучавшихся 
Тернером) выпавшие люди - это действительно 
те, кто в данный момент, но временно, находится 
в процессе перехода. В конце концов, они 
входят в общество, там устраиваются, обретают 
статус.
 
 В периоды перемен выпавшими 
становятся в той или иной 
мере значительные прослойки. 
Иногда это задевает, чуть ли 
не каждого. Не все уходят 
в хиппи, но многие проходят 
через контркультурное состояние 
(попадают в зону действий 
контркультуры).
 
 Ни одна "Система" не 
может охватить все без остатка. 
Неизбежно, что-то из нее выпадает. 
Это остатки прежних мифов, 
ростки нового, информация проникающая 
от чужих и не вписывающаяся 
в основной миф. Все это оседает 
в сфере экстернальной культуры.
 
 Неопределенность и самоорганизация: 
и так, "Система" - пример сообщества, 
куда стекаются выпавшие из 
социальной структуры. Эти люди 
не имеют определенного положения, 
прочной позиции - их статус 
неопределен. Состояние неопределенности 
играет особую роль в процессах 
самоорганизации.
 
 Сфера 
неопределенности - те социальные 
пустоты, где мы можем наблюдать 
процессы зарождения структур 
сообществ, превращение бесструктурного 
состояния в структурное, т.е. 
самоорганизации.
 
 Множество 
людей, предоставленных самим себе, 
взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные 
структуры. Л. Самойлов, профессиональный 
археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом 
лагере. Он заметил, что в среде заключенных 
складываются неофициальные сообщества 
со своей иерархией и символикой. Самойлова 
поразило их сходство с первобытными обществами, 
иногда вплоть до мелочей: "Я увидел 
- пишет он, и опознал в лагерной жизни 
целый ряд экзотических явлений, которые 
до того много лет изучал профессионально 
по литературе, явлений, характеризующих 
первобытное общество"!
 
 Для 
первобытного общества характерны 
обряды инициаций - посвящения 
подростков в ранг взрослых, обряды, 
состоящие из жестоких испытаний.
 
 У уголовников 
это "прописка". Для первобытного 
общества характерны различные "табу". 
Абсолютное соответствие этому находим 
в лагерных нормах определяющих, что "западло"... 
Но главное сходство - структурное: "На 
стадии разложения - пишет Л. Самойлов, 
многие первобытные общества имели трехкастовую 
структуру, как наше лагерное ("воры" 
- элита, средний слой -"мужики" и аутсайдеры 
- "опущенные") , а над ними выделялись 
вожди с боевыми дружинами, собиравшие 
дань (как наши отбирают передачи) ".
 
 Схожая структура известна 
в армейских подразделениях под 
названием "дедовщина". То же 
и в молодежной среде больших городов. 
Например, когда в Ленинграде появились 
металлисты, у них сложилась трехслойная 
иерархия: четко выраженная элита во главе 
с общепризнанным лидером по кличке "Монах", 
основная масса металлистов, группировавшихся 
вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, 
забредавшие в то кафе, где они собирались, 
послушать "металлическую" музыку. 
Эти последние не считались настоящими 
металлистами, оставаясь в статусе "гопников", 
то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. 
Именно "исключенные" сообщества 
демонстрируют закономерности самоорганизации 
в наиболее чистом виде. Здесь минимум 
внешних влияний, от которых исключенное 
сообщество отгорожено коммуникативным 
барьером. В обычном же коллективе трудно 
выделить те процессы, которые идут в самом 
сообществе спонтанно, то есть относятся 
собственно к самоорганизации.
 
  
 
 5. Символика в неформальных 
объединениях
 
 Существует еще другой способ 
определения (или представления) 
сообщества, кроме как через его 
локализацию в социальной структуре: 
через символику. Именно так 
обычно происходит на уровне обыденного 
сознания или журналистской практики. 
Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" 
(или панки и проч.), мы прежде всего описываем 
их знаки.
 
 А. Петров в статье "Пришельцы" 
изображает тусовку волосатых: " 
Лохматые, в залатанной и сильно 
потертой одежде, иногда босые, с холщовыми 
торбами и рюкзаками, расшитыми цветами 
и исписанными антивоенными лозунгами, 
с гитарами и флейтами парни и девушки 
прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, 
на лапах бронзовых львов, поддерживающих 
фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, 
поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают 
"... Автор передает как бы непосредственное 
впечатление, просто указывая на явление: 
"вот оно". Указание здесь - способ 
введения понятия (вместо аналитического 
определения).
 
 Если присмотреться, то оказывается, 
что это " непосредственное впечатление 
" на самом деле целенаправленно вычленяет 
из наблюдаемой реальности символику 
тусовочного общества. Практически все, 
что упоминает А. Петров, служит у волосатых 
опознавательными знаками " своих ". 
Здесь символика внешности: лохматая прическа, 
потертая одежда, самодельные сумки и. 
т.п. Затем графическая символика: вышитые 
цветы (след Цветочной революции, породившей 
первых хиппи), антивоенные лозунги, типа: 
" Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей 
ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
 
 Поведение, описанное в приведенном 
пассаже: неторопливые прогулки, 
свободное музицирование, вообще 
преувеличенная непринужденность - 
то же знак. Это все форма, 
а не содержание общения. То 
есть первыми в глаза бросаются 
знаки принадлежности к сообществу. И 
именно их описывают, желая это сообщество 
представить. И действительно, наличие 
особой символики, расцениваемой как " 
своя ", есть уже безусловный знак существования 
коммуникативного поля, некоего социального 
образования.
 
 А. Коэн, например, вообще определяет 
сообщество, как поле символики: 
" Реальность сообщества в восприятии 
людей, - пишет он, - заключается в 
их принадлежности... к общему 
полю символов". И далее: " Восприятие 
и понимание людьми их сообщества... 
сводится к ориентации по отношению к 
его символизму ". Наличие своей символики 
создает возможность образования общности, 
поскольку обеспечивает средство коммуникации. 
Символ - оболочка, в которую упаковывается 
"своя" информация. В таком виде она 
отличима от чужой, а следовательно, возникает 
разница в плотности коммуникативных 
связей внутри той сферы, где действует 
символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, 
на базе которого формируются социальные 
структуры.
 
 Насколько это справедливо 
для Системы? Сложилось ли на базе 
ее символики социальное образование? 
Как уже говорилось, Систему нельзя назвать 
в полном смысле группировкой: в ее недрах 
постоянно идут перегруппирования, исчезают 
одни объединения и формируются новые. 
Люди переходят из группы в группу. Это, 
скорее, некая среда общения. Тем не менее, 
Систему можно рассматривать как сообщество, 
поскольку присутствуют такие признаки, 
как общий язык (сленг и символика), сеть 
коммуникаций - личные связи, поверхностные 
знакомства (лица на тусовке примелькались 
так, что уже подсознательно узнаешь "своих").
 
 Есть общие нормы и ценности, 
а также модели поведения и 
формы взаимоотношений. Присутствует 
и Системное самосознание, которое 
выражается, в частности, в самоназваниях. 
Их есть несколько. " Системными 
" или " системщиками " ее представители 
называют себя редко, да и то с иронией. 
Чаще всего - " пипл " (от англ. "people"- 
люди, народ). Иногда просто люди: " Мне 
один человек вчера сказал... ", - понимать 
надо так, что именно Системный сказал.
 
 Сленг и символика составляют 
основу внутренней коммуникативной среды 
Системы, отделяя ее от внешнего мира. 
При этом символика системы чрезвычайно 
эклетична, в ее фонде можно встретить 
символы, пришедшие из разных религиозных 
групп (например, от кришнаитов или баптистов) 
, молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока 
или тяжелого метала) , а также различных 
общественно-политических движений: пацифизма, 
анархизма, коммунизма и проч.
 
 Система обладает особенностью 
впитывать чужую символику и, 
перекодируя, включать в свой 
фонд. Надо различать носителей одной 
и той же символики, принадлежащих к Системе 
и не принадлежащих к ней. Например, есть 
панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи, 
и панковские группировки вне ее. Последние 
совсем не причисляют себя к Системе и 
даже, бывает, приходят бить " пиплов 
". Точно так же есть Системные и несистемные 
металлисты, буддисты, битломаны и проч.
 
 Итак, наличие общей сети 
коммуникаций с обслуживающим 
ее собственным языком, а также 
общего самосознания, норм и ценностей 
позволяет говорить о Системе как 
о сообществе (еще не зная его структуры).
 
  
 
 6. Традиции в неформальных молодежных 
объединениях
 
 Но особенно существенно 
для нас, что в рамках этого 
сообщества сложилась своя традиция, 
основная главным образом на 
устных механизмах передачи. 
Каждый два-три года в Системе сменяются 
“поколения” на арену выходит новая когорта 
молодежи. Люди меняются, а традиции Системы 
остаются: воспроизводятся те же основные 
нормы отношений и ценности, такие как 
"свобода", "любовь" (в кавычках, 
потому что этим понятиям предается особый, 
Системный смысл); новички осваивают сленг 
и используют Системные символы, так что 
внешне они мало чем отличаются от своих 
предшественников. Воспроизводятся фольклорные 
формы: поговорки, анекдоты, частушки, 
легенды, и предания. Таким образом, мы 
имеем здесь традицию, способную к самовоспроизводству. 
Существует не только система коммуникативных 
связей на синхронном уровне, но и диахронные 
каналы коммуникации. Носители традиции 
определяют ее возраст примерно в два 
десятка лет: двадцатилетие торжественно 
праздновалось 1 июня 1987 г. Это точка отсчета, 
конечно, мифологическая (считается, что 
первое июня 1667 года первые хиппи вышли 
в Москве на Пушкинской площади на улицу 
и призвали отказаться от насилия): "Они, 
- рассказывает один из олодовых хиппи 
вышли, и сказали: Вот мы - представители 
этого движения, это будет система ценностей 
и система людей". Тогда возникло слово 
"Система". Не случайно выбрана и 
дата - День защиты детей: "Было, - продолжал 
тот же олодовый, - сказано: Живите как 
дети, в мире, спокойствия, не гонитесь 
за призрачными ценностями... Просто приход 
был человечеству дан, что бы могли остановиться 
и задуматься, куда мы идем... "Живите 
как дети" - это суть системного мировосприятия, 
и многое в ее символике связанно с образами 
детства. "Поколения" здесь меняются 
через два- три, иногда четыре года. С приходом 
каждого из них Системная традиция пополняется 
новой символикой. Каждое поколение приходит 
как новая волна: в начале были хиппи, они 
составляли ядро Системы – теперь их последователей 
чаще называют волосатыми или “хайрастые” 
(от англ. hair-волосы); пришли панки, потом 
металлисты, затем люберы (и др., отмеченные 
так же символикой уходящего Советского 
Союза) . Каждая волна приносит свои атрибуты. 
В начале она обычно враждует с системой: 
первые панки терроризировали волосатых, 
первые металлисты волосатых и панков. 
Затем начинаются контакты, постепенно 
обнаруживается, что Система впитала символику 
новой волны: в ней появились свои панки, 
металлисты и прочие. Таким образом, представляется 
возможность наблюдать процесс восприятия 
традицией и новаций, а также другие процессы, 
связанные с трансляцией традиции. В "большой" 
(на пример, племенной или общинной) традиции, 
где период смены поколения составляет 
25-30 лет, наблюдения такого рода процессов 
потребовало бы времени, сопоставимого 
с жизнью исследователя. В Системе же все 
происходит намного быстрее. Это делает 
Систему удобной моделью для наблюдения 
закономерностей общества и пополнения 
традиций, хотя мы отдаем себе отсчет в 
некоторой условности ее аналогий с привычными 
объектами этнографического исследования. 
Они сопоставимы в той мере, в какой одна 
коммуникативная система вообще может 
быть сопоставлена с другой. Так или иначе 
есть общие закономерности в способах 
диахронной передаче информации. Обнаруживаются 
коммуникативные структуры, ответственные 
за сохранение и передачу кода сообщества; 
есть основания полагать, что они во многом 
схожи в разных средах.