Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:57, контрольная работа
Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.
1.	МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3
2.	СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………7
3.	ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………..3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ 
ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»…...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
| - теоретические 
 | - эмпирические 
 | - математические 
 | 
Педагогическое исследование - научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.
Методы исследования - это 
способы получения достоверного 
знания, достижения конкретных научных 
результатов, это приемы, процедуры 
научного познания. Имеются методы 
собственно педагогические, общенаучные 
и методы других наук, используемые 
педагогикой. В зависимости от уровня 
исследования, его целей и этапов 
выделены три группы методов: эмпирические, 
теоретические и 
Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения/воспитания с целью выявления его эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза - научно обоснованное предположение о наличии закономерностей в процессе воспитания/обучения, о возможной эффективности какого-либо нововведения.
Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование и пр.
Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр.
Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников).
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).
Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность.
Наблюдение как метод 
педагогического исследования является 
наиболее доступным и распространенным. 
Под наблюдением 
Изучение опыта – один 
из самых древних методов 
Изучение продуктов 
Беседы, диалоги, дискуссии – это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.
Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.
Тестирование – один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.
Анкетирование – массовый 
сбор материала, который осуществляется 
посредством заранее 
 
2. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с логикой 
научного поиска осуществляется разработка 
методики исследования. Она представляет 
собой комплекс методов, сочетание 
которых дает возможность с наибольшей 
достоверностью выполнять исследование. 
Применение целого ряда методов позволяет 
всесторонне изучить 
Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:
- Результаты обучения 
и воспитания зависят от 
- Педагогические процессы 
характерны своей 
- В педагогическом исследовании 
берется во внимание основная 
тенденция, выводы 
- Педагогическое исследование 
должно проводиться без ущерба 
физическому и психическому 
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е. объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.
Методы педагогических исследований 
- пути и способы познания объективной 
реальности педагогических явлений 
раскрывают процедурную часть 
- этап преобразования 
поступившей информации (цель: смодифицировать, 
преобразовать найденные 
- этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).
Структура педагогического 
исследования определяется различными 
комбинациями перечисленных этапов, 
которые могут осуществляться в 
различном порядке с 
 
3. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКА»
Волевое поведение – это 
целенаправленность, самоконтроль поведения, 
возможность воздерживаться в случае 
необходимости от тех или иных 
действий, т.е. управление собственным 
поведением. Слабость воли, неорганизованность, 
действие по наиболее сильному мотиву, 
сравнительно легкий отказ от достижения 
поставленной цели вопреки ее объективной 
значимости — все это свойственно 
типичному и подростку и 
Все методы изучения волевой активности можно разделить на экстенсивные и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого и адекватного изучения волевых качеств.
В основе экстенсивных методов лежит наблюдение за поведением субъекта в естественных условиях, анализ действий и поступков личности и их оценка, а также беседы, интервью, анкетирование, опрос (использование самооценок). Применение этих методов в совокупности дает возможность определить особенности волевой активности изучаемого.
Из экстенсивных методов 
наиболее доступными являются: метод 
обобщения независимых 
Метод обобщения независимых 
характеристик. При оценке волевых 
качеств в баллах необходимо соблюдать 
три обязательных условия: а) оценивающие 
должны одинаково понимать волевые 
качества; б) оценка должна основываться 
на одних и тех же критериях; в) 
волевые качества должны оцениваться 
несколькими лицами. С учетом этих 
условий общая (усредненная) оценка 
будет более или менее 
Другой способ состоит 
в использовании различных 
Экспериментальные методы в 
настоящее время нашли широкое 
применение в психологических 
Разные жизненные ситуации в неодинаковой степени требуют проявления тех или иных сторон силы воли. В одной ситуации от человека больше требуется выдержки, в другой — решительности и т. д. Как отмечал А. И. Высоцкий, создать экспериментальную ситуацию, в которой более или менее одинаково выражались бы многие стороны воли, пожалуй, очень трудно. Поэтому чаще организуются экспериментальные ситуации, больше связанные с выявлением степени развития каких-либо отдельных сторон силы воли, например настойчивости, выдержки, самостоятельности и т. п.
Волевая активность учащихся 
выражается по-разному в зависимости 
не только от мотивов деятельности, 
сложившейся ситуации и т. п., но и 
от этапа волевого действия (постановка 
цели, планирование, исполнение). Это 
можно проверить