Этнопедагогика и современная школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:03, реферат

Описание

Значение и развитие сущности «этнопедагогика» на современном этапе. Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им обще исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и условия норм социально-этических отношений и общечеловеческих взаимоотношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Содержание

1 .Значение и развитие сущности «этнопедагогика» на современном этапе.
2.Основные трактовки содержания понятия «народная педагогика».

Работа состоит из  1 файл

Этнопедагогика и современная школа.docx

— 14.05 Кб (Скачать документ)

. Этнопедагогика и современная  школа.

План:

1 .Значение  и развитие сущности «этнопедагогика»  на современном этапе.

2.Основные  трактовки содержания понятия  «народная педагогика».

 

1. Значение и развитие сущности «этнопедагогика» на современном этапе. Духовное формирование личности ребенка происходит путем присвоения им обще исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и условия норм социально-этических отношений и общечеловеческих взаимоотношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, идеалы, утвердившиеся в обществе. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают, прежде всего, духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

До  недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались  национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с  тем, еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано  народностью».

Дав глубинный анализ системам воспитания ведущих стран мира всей эпохи, он пришел к выводу, что общей системы  воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории.

«У  каждого народа - писал Ушинский - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное  наследие для всех, но точно в  том смысле, в котором опыт всемирной  истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого  народа, как бы заманчив не был этот обрацец, точно такие нельзя воспитать  по чужой педагогической системе, как  бы ни была стройна она и хорошо обдумана».

Современными  для нашего времени являются мысли  великого педагога по достоинству оцененного историками как основателя народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история.

Народная  педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитание опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаев, обрядов, детских  играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс. Этнопедагогика предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания, этнической общности.

Народная  педагогика является основным объектом науки этнопедагогики, в ней превалирует  эмпирика, где много ценных фактов

и физиологических  идей, но нет целостной системы  взглядов, обобщающей теории (Волков Г. Н. «Этнопедагогика», 1974)

Этнопедагогика как часть педагогической науки, исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. В ней формируются и собственные методы.

Этнопедагогика  представляет собой научный взгляд на явление воспитания, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-восйитательными традициями того или другого этноса.

Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, эносуциума, науки, народности, сказывающееся, в конечном счете, в «общности психического склада той или другой этической группы».

Между народной педагогикой и классической имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды на становление и развитие человека.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован  в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Но вопросы особенностей воспитания детей  этносов интересовали просветителей, педагогов во все времена.

Так, основатель педагогики, «отец педагогической науки» Я.АКоменский уже в первой своей работе, начатой в 1612 году «Сокровища чешского языка»,-проявил стремление служить своему народу.

 


Информация о работе Этнопедагогика и современная школа