Этика в профессиональной культуре педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть:
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Профессиональная педагогическая этика современного учителя.
2.1.2. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2.1.3. Педагогическая мораль и её проявление в деятельности педагога.
2.1.4. Нравственное воспитание педагога.
3. Практическая часть.
3.1.1. Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся:
3.1.2. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса.
3.1.3. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся.
3.1.4. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.
4. Заключение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.15 Кб (Скачать документ)

  Справедливость  вообще  характеризует  соответствие  между  достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями;  педагогическая справедливость имеет специфические  черты,  представляя  собой  своеобразное мерило  объективности  учителя,  уровня   его   нравственной   воспитанности (доброты,  принципиальности,  человечности),  проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной  деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя  и  оценка  мер  его воздействия  на  учащихся,  соответствующая  их  реальным   заслугам   перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том,  что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у  педагога  и  учащихся на разных  уровнях  нравственной  зрелости;  в  том,  что  определение  меры объективности зависит от педагога  в  большей  степени;  в  том,  что  общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной  самозащитой; наконец,  в  том,   что   педагогически   необходимое,   запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный  педагогический  долг  –  одна  из  важнейших  категорий педагогической  этики.  В  этом  понятии  концентрируются  представления   о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых  обществом  к личности учителя, к выполнению профессиональных  обязанностей:  осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно  интеллектуальные,  правильно строить  взаимоотношения  с  учащимися,  их  родителями  (рассмотрение  этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами  по  работе,  глубоко осознавать  свой   отношение   к   выбранной   профессии,   ученическому   и педагогическому коллективу и обществу  в  целом.  Основой  профессионального педагогического  долга  являются  объективные   и   актуальные   потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В  профессиональном долге  педагога  запрограммирована  необходимость  творческого  отношения  к своему труду,  особая  требовательность  к  себе,  стремление  к  пополнению профессиональных   знаний   и    повышению    педагогического    мастерства, необходимость уважительного и требовательного  отношения  к  учащимся  и  их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

  Профессиональная честь  в педагогике – это понятие,  выражающее  не  только осознание  учителем  своей  значимости,   но   и   общественное   признание, общественное уважение  его  моральных  заслуг  и  качеств.  Высоко  развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства  в  профессии  педагога выделяется отчётливо.  Если  учителем  в  своём  поведении  и  межличностных отношениях  нарушаются  требования,   предъявляемые   обществом   к   идеалу педагога,   то   соответственно   им   демонстрируется    пренебрежение    к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя  –  общественная  оценка его  реальных  профессиональных   достоинств,   проявляющихся   в   процессе выполнения им профессионального долга.

 Наконец, педагогический  авторитет учителя – это его   моральный  статус  в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при  помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует  поведение  воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от  предшествующей морально-этической и психолого-педагогической  подготовки  учителя.  Уровень его определяется  глубиной  знаний,  эрудицией,  мастерством,  отношением  к работе и т.д.

  Раздел 2.1.3. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

  Сущности и функции педагогической морали.

 Педагогическая мораль  представляет собой систему общих   и  частных  норм, правил и обычаев, находящихся между собой в  сложных  взаимоотношениях.  Для того, чтобы эффективно регулировать поведение  учителя,  система  требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью,  то  есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

Педагогическая   мораль   –   это   система   нравственных    требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии,  к обществу, к детям и остальным  участникам  учебно-воспитательного  процесса. Она выступает  одним  из  регуляторов  поведения  учителя  в  педагогическом труде.  Система  требований  педагогической   морали   является   выражением профессионального  долга  учителя,  его  нравственных   обязанностей   перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Общая норма  педагогической  морали  является  широким  и  содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и  представляет  наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду,  учащимся  и их родителям, коллегам, что даёт общее направление  его  поведению.  Частная нравственно-педагогическая норма  обобщает  более  узкий  круг  отношений  и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма  требования, заключённого в той или иной общей форме.

  Нравственное  сознание педагога.

  Нравственным  сознанием   называется  осознание  норм  своего   поведения, характера  взаимоотношений  в  обществе  и  ценности  качеств   человеческой личности,  что  закрепляется  во  взглядах,   представлениях,   чувствах   и привычках.   Общественное   сознание   даёт   обобщённое   теоретическое   и идеологическое   обоснование   морали   как   общественного    явления;    в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика  той  среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные взгляды  учителя характеризуются  полнотой  и  устойчивостью. Одним из элементов нравственного  сознания  учителя  является  осознание  им нравственных ценностей и  осмысление  того,  как  осуществляется  восприятие этих  ценностей  его  воспитанниками.  Основой   формирования   нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм  морали  и  их специфического отражения в педагогической деятельности любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

В профессиональной  педагогической  этике  нравственные  чувства  учителя рассматриваются  как  эмоциональная  сторона  его   духовной   деятельности, характеризующая наряду  с  убеждениями  субъективную  моральную  позицию  по отношению  к  профессиональной  деятельности  и  участникам  воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования  личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные  чувства  учителя можно условно разделить на  несколько  групп  в  соответствии  с  отражаемым объектом.  В  группе  чувств,  регулирующих  отношение   педагога   к   свое профессии,  выделяются  чувства  профессионального  долга,  ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя  к  себе как  представителю  педагогической   профессии;   наконец,   особую   группу составляют  чувства,  отражающие  отношение  к  участникам   педагогического процесса.

Нравственные  отношения педагога.

  В основе нравственных  отношений  лежат  зависимости   между  предписаниями долженствования  и  субъективным  восприятием  этих  предписания  личностью, между  личностными  и  общественными  интересами.   Нравственные   отношения регулируются   моральными   принципами,   нормами,   обычаями,   традициями, получившими общественное или групповое признание и  усвоенные   личностью  в процессе её коллективной деятельности.

  Особенность нравственных  отношений  в  том,  что   они  имеют  ценностно- регулятивный  и  непосредственно-оценочный  характер,  то  есть  в  них  всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности  –  сферу  учебного  труда,  различного  рода общественной  деятельности   педагогов   и   учащихся,   сферу   внешкольных контактов, общего досуга, сферу  педагогических  контактов  учителей  и  др. Субъектом нравственных отношений в педагогической  среде  является  учитель. Будучи основным звеном в  учебно-воспитательном  процессе,  он  осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая  мораль  признаёт  такие   нормы   взаимоотношений   между воспитателями  и  воспитуемыми,  которые  способствуют  развитию  творческой личности,   формированию   человека,   обладающего   чувством   собственного достоинства.  Важнейшее  условие  положительного  воздействия  педагога   на воспитуемого – сочетание разумной  требовательности  и  доверия  к  нему.  В системе нравственных отношений в  педагогической  среде  очень  важную  роль играет взаимодействие учителя  с  ученическим  коллективом,  которые  должны строиться на основе  взаимопонимания  и  взаимоуважения,  уважения  учителем положительных  традиций  коллектива  и  чувства   собственного   достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит  и  от  влияния  той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная  деятельность педагога.

Нравственная деятельность педагога, как и  любая  духовная  деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана  с  другими  видами деятельности  и  может  реализовываться  в  различных   предметных   формах: нравственное  просвещение,  организация  нравственного  опыта,  нравственное самовоспитание.

В процессе  нравственного  просвещения  школьников  педагог  проводит  их ознакомление с основными проблемами  морали,  критериями  моральной  оценки, раскрывает  возможности  свободы  выбора  нравственного  поступка   и   меру ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс  нравственного  самовоспитания  представляет  собой   не   только формирование  недостающих  привычек,  но  и   ломку   ранее   сформированных негативных установок.

Педагогический  такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного  сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт.  Нравственное творчество  учителя  включает  в  себя  ряд   компонентов,   среди   которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в  отношении к  обществу,  педагогической  профессии;  осмысление  сложных  обстоятельств ситуации,  условия  её  возникновения;  необходимость  выбрать  лучший   вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический  такт  есть  форма  реализации  педагогической  морали   в деятельности учителя, в которой совпадают  мысль  и  действие.  Такт  –  это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных  последствий поступка и субъективного его восприятия; в  такте  проявляется  поиск  более лёгкого и менее болезненного пути к цели.  Педагогический  такт  это  всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих  элементов  педагогического  такта  учителя можно назвать уважительное отношение к личности,  высокую  требовательность, умение   заинтересованно   слушать   собеседника   и    сопереживать    ему, уравновешенность   и    самообладание,    деловой    тон    в    отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость  по  отношению  к людям и т.д.

Раздел 2.1.4. Нравственное воспитание педагога.

Нравственное  самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики

педагога.

Среди требований, предъявляемых  к педагогической культуре  учителя,  есть общечеловеческие, которые были выработаны  в  ходе  развития  педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние  имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является  нравственное самовоспитание. Ведь  многие  действия  педагога  никем  не  контролируются. Зачастую своим  действиям  и  поступкам  он  сам  даёт  оценку,  сам  же  их корректирует. Поэтому моральный  «барометр»  учителя  –  его  педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс   профессиональной   этики   педагога   определяет    совокупность нравственных требований,  вытекающих  из  принципов  и  норм  педагогической морали,  и  регулирует  его  поведение  и  систему  отношений   в   процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса  профессиональной  этики учителя  является  установление  основных  требований,  которые   определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к  ученическому  и педагогическому коллективам и т.д. 

3.Творческая часть

3.1.1“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Далее   в   реферате   я   постараюсь   раскрыть    требования    кодекса профессиональной  этики  по  отношению  к   родителям   учащихся   с   целью установления плодотворного педагогического сотрудничества с ними.

3.1.2.. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса.

Итак, одна  из  значимых  профессиональных  обязанностей  учителя  –  это организация  такого  сотрудничества  с  родителями   учащихся,   чтобы   оно дополняло  его  педагогические  действия,  составляя   специфическую   сферу родительского влияния. В систему отношений  “учитель  –  родители  учащихся” учитель  вовлекается   объективной   необходимостью   и   самими   условиями осуществления  педагогического  процесса.  Эта  система  отношений  способна функционировать и без непосредственного контакта её  частников,  потому  что их связывает учащийся как объект взаимного  влияния.  Отношения  “учитель  – родители учащихся” являют  собой  значимый  педагогический  фактор,  который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.

Информация о работе Этика в профессиональной культуре педагога