Этическая зашита педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:32, реферат

Описание

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность – в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы…………………………………………………………………………..4
2. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка………………………………………………………………….8
3. Этическая защита в педагогическом общении……………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиография………………………………

Работа состоит из  1 файл

План Kebpf.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

ПЛАН:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы…………………………………………………………………………..4

2. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности ребенка………………………………………………………………….8

3. Этическая защита в педагогическом общении……………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….16

Библиография…………………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

     В настоящее время возрастают требования со стороны личности, государства  и общества к морально-нравственным, этическим и социально-созидательным  взаимоотношениям между педагогом  и обучающимся.

     Педагогическая  деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности – ее совместный характер, она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Её сущность – в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

     Профессиональная  педагогическая деятельность носит  преднамеренный характер, и, в отличие  от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены  с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности  ребенка. Ею занимается специальный  человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями; для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»; эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо; воспитать его; взрастить в нем человека; развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.

     Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи  рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных  и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень  деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы – вообще педагога в широком смысле слова.

     Важным  основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или  деонтология, определяющая нормативные  нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. 

     1. Общая характеристика педагогического  общения, его функции и

     этические принципы 

     Отношения «учитель-ученик, преподаватель-студент» – достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты во время учебного процесса, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные миры.

     ОБЩЕНИЕ – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания.

     Вступая в общение, человек несет в  себе:

    • сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию;
    • стиль поведения в общении;
    • стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться;
    • намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания;
    • сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание.

     ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ОБЩЕНИЕ. Это «...многоплановый процесс организации установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности». Не случайно Ш. Амонашвили обратил внимание на эту многоплановость: «Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания».

     Педагогическое  общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту? Это означает:

    • уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
    • интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
    • восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

     Основные функции педагогического общения:

    • информационная;
    • социально-перцептивная;
    • самопрезентативная;
    • интерактивная;
    • аффективная.

     Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.

     Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень).

     Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника.

     Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.

     Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, называющей чувство уважения, симпатии, благодарности.

     В целом данные функции педагогического  общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его  коммуникативные способности.

     С точки зрения этической стороны общения акцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как:

    • «открытие» ребенка на общение – пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя;
    • «соучастие» ребенку в процессе общения – данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я»;
    • «возвышение» ребенка в процессе общения. Функция «возвышения» – такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит формировать нравственные качества личности школьника (стремление стать добрее, смелее, решительнее).

     Реализация  этих функций обеспечивается практическими  профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н.Е. Щурковой.

     Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать:

    • закономерности общения;
    • структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения;
    • методику изучения общения и межличностных отношений,
    • основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.

     Моральные принципы педагогического общения  представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками. Это принципы:

    • ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
    • паритетности взаимоотношений;
    • уважения труда познания ученика;
    • уважения неудач и слез ребенка;
    • уважения тяжелой работы роста;
    • уважения самобытности ученика;
    • безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
    • оптимальной требовательности и уважения;
    • опоры на положительное в ребенке;
    • компромиссности спорных решений.

     Данные  принципы подтверждаются практикой  выдающихся педагогов. 

2. Стиль общения педагога и его  влияние на обучение, воспитание  и

     развитие личности учащегося 

     СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

    • индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся – особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
    • совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.

     Стиль общения педагога с учащимися  – это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

    • от психического склада человека;
    • его ценностных ориентации;
    • уровня образования и общей культуры;
    • влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья);
    • авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

     Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

     АВТОРИТАРНЫЙ  СТИЛЬ:

    • взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению;
    • стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения;
    • все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках;
    • отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики;
    • предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

     Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Информация о работе Этическая зашита педагогического общения