Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Формирование художественных дарований и способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:46, контрольная работа

Описание

В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у учащихся чувство прекрасного, научить видеть красоту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания…...4
1.1 Сущность и задачи понятия «эстетическое воспитание»………………..4
1.2 Критерии эстетической воспитанности………………………………………………………………..…...6
Глава 2. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников………………………………………………………………………..8
2.1 Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры школьников………………………………………………………..………………8
2.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях …………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………….……15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по педагогике.docx

— 38.90 Кб (Скачать документ)

   Простейшие  эстетические представления и суждения формируется в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении  осуществляется с учащимися-подростками  и старшими школьниками, обладающими  для этого необходимыми способностями  к более глубокому пониманию  искусства.

    В  последние годы в школьной  практике с целью развития  эстетических суждений и углубления  эстетических взглядов широко  используется написание сочинений,  устное и письменное рецензирование  произведений литературы, музыки, театральных  постановок, кинофильмов и художественных  выставок.

   Эстетическое  воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия, география. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры.

    Будучи  по своей природе существом  творческим, человек обладает склонностью  к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют  свои силы в области пения,  рисования, искусства слова. Развивать  и совершенствовать эти склонности  и способности – одна из  задач эстетического воспитания.

    Важным  средством организации разнообразной  художественно-творческой деятельности  учащихся являются различные  формы внеклассной работы: кружки  и студии по литературе, изобразительному  искусству, коллективы художественной  самодеятельности. В процессе этой  работы школьники приобщаются  к творчеству и делают первые  шаги в литературе, музыке и  изобразительном искусстве.

   Одновременно  и в органическом единстве с развитием  эстетических потребностей, понятий  и вкусов необходимо обращать серьезное  внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе  урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения [6, 346].

    Привлекая  школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной  ее организации, раскрывать ее  плодотворное влияние на физические  силы и моральные чувства человека. Учащиеся по заданию учителя  сделали уборку и навели чистоту  в школьном дворе, привели в  порядок посадки декоративных  кустов, выкрасили забор. «Смотрите,  как уютно и хорошо стало  возле нашей школы!» - говорит  учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного.

   Не  меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой  в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования  и искажения моды. В этих целях  хороший эффект дают встречи с  модельерами, стилистами и другими  деятелями культуры. Эти встречи  помогают школьникам не только осмысливать  проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают  ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

   Есть  люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены  о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Эти люди далеки от подлинной эстетической культуры, эстетические взгляды и  вкусы не стали их внутренней принадлежностью [8, 65].

    Человек  по своей натуре – художник. Он всюду, так или иначе,  стремится вносить в свою жизнь  красоту.

   Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе,дома, всюду, где они проводят время, занимаются делом или отдыхают.

   Природа – ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.

   Педагогам следует чаще обращаться к произведениям  писателей, композиторов, художников, воспевающих красоту природы. Воспитанию эстетического отношения к природе  активно способствует беседы и конференции  по произведениям художественной литературы.

    Эстетическое  развитие личности средствами  искусства в педагогике принято  называть художественным воспитанием.  Обращаясь непосредственно к произведением искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.

   Сложные задачи эстетического воспитания не могут быть решены только средствами учебного процесса. Важная роль в системе  эстетического воспитания принадлежит  внеклассной и внешкольной работе.

    Большой  вклад в разработку содержания  и методику эстетического воспитания  учащихся во внеклассной работе  внесли Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский. С.Т.Шацкий и В.А.Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

    Внеклассная  и внешкольная работа по эстетическому  воспитанию становится эффективной,  если она вписывается в целостный  учебно-воспитательный процесс.

    В  системе эстетического воспитания  учащихся во внеурочное время  можно выделить три взаимосвязанных  звена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств  и 3) обогащение опыта художественной  деятельности.

    Эстетическое  просвещение учащихся на уроках  по ряду причин носит ограниченный  характер, зато во внеклассной  работе для него открываются  большие возможности. Это –  беседы, лекции, факультативные занятия,  встречи за круглым столом, университеты  культуры, дискотеки.

   Ценимой учащимися формой познания основ  эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также  необходимо руководить [11, 350]. 

2.2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях

   Проблема  познания сути творчества сложна и  многогранна. Над основными аспектами  теоретического анализа творческого  процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и  развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Фромм и др.

   Большее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин [5, 67].

   Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый считает, что оно должно включать в себя три признака:

   во-первых, под способностями подразумеваются  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в  отношении которых все-люди равны;

   во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих деятельностей;

   в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития.

   Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер

деятельности. Она  должна быть связана с открытием  нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.

   Второе  условие к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С., заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка. Немов Р.С. подчеркивал, что при соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность. Такая деятельность становится достаточно привлекательной, т.к. может выступать «как средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность укрепляет самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов [4,290].

   Значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не только классные занятия, но и внеклассную деятельность учащихся.

   Внеклассная деятельность - это организация педагогом  различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

   Внеклассная работа обладает широкими возможностями  воспитательного воздействия на ребенка [1, 451].

   Внеклассная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления. 
 
 

   Заключение

    Эстетическое  воспитание является важным фактором  в обучении, а также в жизни.  У учащихся появляется самостоятельность  суждений, умение концентрироваться,  постоянно обогащать собственный  запас знаний, обладать многосторонним  взглядом на окружающий мир.  Общество получает достойного  своего члена, который, обладая  вышеперечисленными качествами, сможет  эффективно решать задачи, поставленные  перед ним. 

    Воздействие  эстетических явлений жизни и  искусства на личность может  проходить как целенаправленно,  так и спонтанно. В этом процессе  огромную роль играет школа.  В учебном плане закреплены  такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это не случайно. Искусство является основным средством эстетического воспитания. Искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

    Каждый  преподаватель должен уделять  большое внимание развитию чувств прекрасного у учащихся, несмотря на то, что это отнимает достаточно времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности. 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983. – 451с.
  2. Выготский Л.С. Психология Искусства / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1968. – 332с.
  3. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Союз, 2001. - 290 с.
  5. Ильин В. С. Формирование личности школьника: Целостный процесс / В. С. Ильин. – М.: Просвещение, 1984. – 67с.
  6. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2004. - 346 с.
  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты 2е изд. / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 218с.
  8. Подласый И.П. Педагогика. 2часть / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1991. – 65 с.
  9. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Владос, 2003. -  65c.
  10. Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания /  И.Ф. Смольянинов . – М.: 1984. – 105с.
  11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -М.: Избр. пед. соч, 1979г. – 350с.
  12. Харламов И.Ф.  Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002г. – 395с.

Информация о работе Эстетическое воспитание во внеклассной работе. Формирование художественных дарований и способностей