Эстетическое воспитание и художественное образование школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель – изучение содержания эстетического и художественного воспитания.
Задачи курсовой работы:
1. Познакомиться с теоретическими основами эстетического воспитания школьников.
2. Рассмотреть сущность, формы эстетического воспитания.
3. Выявить значения изобразительного искусства как средство художественного воспитания, образования школьников.
4. Определить роль музыки в системе художественного образования школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………...………………………………………………………..5
1.1 Сущность эстетического воспитания школьников…………………………...5 1.2 Формы эстетического воспитания школьников…………………………………10
2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ………..……………..17
2.1 Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образования школьников………………………………………………………………17
2.2 Музыка в системе художественного образования школьников………….......24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. готовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Многопрофильный колледж  Северо-Казахстанского государственного

университета им. М. Козыбаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Эстетическое воспитание и художественное образование школьников

 

 

Шифр

специальности

 

Форма

обучения

 

 

группа

 

 

0302002

Очное обучение

ОВР-к-10


 

 

            АВТОР:      Ерёмина В. А.

                                  Ф.И.О.                                                                  (подпись)


 

 

           РУКОВОДИТЕЛЬ:       Токарева В. В.

                                            Ф.И.О.                                           (подпись, дата)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Петропавловск, 2011 год

                           

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

   ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                   3


 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………...………………………………………………………..5                                    

    1.1 Сущность эстетического воспитания школьников…………………………...5    1.2 Формы эстетического воспитания школьников…………………………………10

2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ………..……………..17

    2.1 Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образования школьников………………………………………………………………17

    2.2 Музыка в системе художественного образования школьников………….......24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           28


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   30


    Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Законе «Об образовании» в Республике Казахстан в статье 14. говорится, что «Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга» [1].

Исходя из настоящего закона «Об образовании» в Республике Казахстан хочется акцентировать внимание на творчество обучающихся, их эстетическому вкусу и художественному воспитанию.

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека [2].

Прекрасное в жизни  — и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями [3].

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах: изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и прочих других видах.

 Эстетическое воспитание в стране ведут многочисленные культурно-просветительные учреждения — дворцы и дома культуры (среди них — дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей — важнейшая часть их культурно-просветительной работы.

Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами эстетического воспитания стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. В общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства, пения и музыки, во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения [4].

Цель – изучение содержания эстетического и художественного воспитания.

     Объект – эстетическое воспитание.

Предмет – особенности  художественного образования в  школе.

Задачи курсовой работы:

1. Познакомиться с теоретическими основами эстетического воспитания школьников.

2. Рассмотреть сущность, формы эстетического воспитания.

3. Выявить значения изобразительного искусства как средство художественного воспитания, образования школьников.

4. Определить роль  музыки в системе художественного  образования школьников.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность эстетического воспитания школьников

 

Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко  теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой.

Под эстетическом воспитанием  обычно понимается формирование человека в соответствии с идеалом своего рода специфической нормы, определяющей как его внешнюю, физическое бытие, так и внутреннюю, духовную сущность. И так эстетический идеал зависит от общества и развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

В неразрывной связи  с прямыми стоят косвенные  задачи эстетического воспитания. В педагогике эстетического воспитания рассматривается не изолированно от других сторон воспитания. А в тесной связи с ними. Нельзя себе представить умственное воспитание детей без раскрытия красоты изучаемых явлений, трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессии труда; формирование нравственности - без умения видеть красоту поступка; физическое развитие - без представления о совершенстве человеческого тела. Вместе с тем нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от жизни, от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов. Осуществляется эстетическое воспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного и физического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуем наиболее эффективному решению проблем умственного и нравственного, трудового и физического воспитания [5].

Первая особенность  эстетического воспитания состоит  в том, что искусство, поскольку  оно несет на себе идеологическую нагрузку, хотим мы того или нет, органически включается в цикл общественных наук. Оно наиболее ярко отражает основные идеи эпохи и поэтому закономерно входит в основу наук, изучаемых в школе. Другая важная особенность заключается в том, что искусство является единственным и неповторимым источником познания облика, колорита, характерных черт духовных жизни любой эпохи. Художественное образование - важно, но далеко не единственная часть эстетического воспитания. Представляет сложный и многогранный процесс, включающий знакомство с прекрасным в действительности и собственную творческую самодеятельность школьников. В процессе общения ребенка с действительностью накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений. Они различны по уровню своего общеэстетического и художественного достоинства.

Формирование эстетических взглядов школьников, их художественное образование является также важной функции искусства в школе [6].

Но роль искусства  в жизни детей не ограничиваются исполнением идеологического и собственно эстетических воспитательных функций.

Искусство имеет огромное значение установление личности вообще в развитие ее общечеловеческих задатков и поэтому жизнь убеждает в том, что обнаружить у ребенка определенные задатки к художественной деятельности на ранних стадиях его развития, как правило, очень трудно.

Проникновение искусства  во все сферы детской жизни, его  активное участие в формирование мировоззрений школьников, их научных  и эстетических представлений о  жизни, о сознание огромной роли искусства в методике педагогического воздействия - все это выдвигает на первый этап принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования.

Не правильно было бы считать, что подлинно эстетическое воспитание, возможно, осуществлять с детьми лишь во внеклассной работе, так как на уроках изучения произведения искусства «социологизируется» и выходит из сферы собственно художественного воспитания. Художественное произведение обладает своей собственной структурой, системой идей, выразительных средств, и должно рассматривается именно как художественное произведение, обладающее своеобразными особенностями, проникнув в которые только и возможно глубоко понять и пережить глубокий смысл творения. Такой теоретический подход к делу выдвигает второй принцип организации системы эстетического воспитания - принцип единства всех сторон воспитательного процесса идеологического, умственного, эстетического, нравственного и физического. При построении системы эстетического воспитания современных условиях нельзя не учитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. Творчество в области искусства занимает значительную часть времени школьника, занимаясь в кружках, специальных музыкальных и художественных школах и студиях, они рациональны для себя и общество использует свое свободное время. Таким образом, современная система эстетического воспитания должна строиться с учетом принципа - творческой самодеятельности школьников.

Принципы всеобщности  эстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторон воспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействие с основами наук творческой самодеятельности школьников эстетики жизни являются важными основаниями для построения современной системы эстетического воспитания школьников.

Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающейся  под влиянием искусства и самых  различных жизненных отношений  и воздействий. Совсем маленькие  дети, не говоря уже о младших  школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовательно, организуя педагогический процесс, надо заботиться не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребенка [5].

Эстетическое отношение, как явление общественное возникает  у ребенка в самом раннем возрасте вместе с первыми крупицами социального опыта, в процессе удовлетворения материальных духовных потребностей и проявляется на первых стадиях как сопутствующие переживание в виде радости или огорчения.

Уже в раннем детстве  ребенок знакомится с явлениями  гармонии в жизни.

Взаимодействуя с внешним  миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок  обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все это можно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетического отношения к действительности. На самом раннем этапе развития ребенка осуществляется освоение окружающего мира.

Формирование эстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе. Духовный мир школьника теперь планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, художественной. Формирование идеально - эмоционального эстетического отношения к действительности в ходе учебного процесса достигается, прежде всего, за счет раскрытия эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета - такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.

Большую эстетическую радость  детям школьного возраста, особенно младшего и среднего, доставляет четко организованное и успешно выполнимая учебная работа. Следующим существенным источником эстетического развития детей является их общественно-полезный производительный труд.

Производительный труд является для человека основой возникновения эстетического отношения к действительности для детей, их собственная трудовая деятельность так же является важным источником эстетического развития. Но условно выделенной нами второй стадии формирование эстетического отношения к действительности у детей происходит весьма интенсивный процесс внутреннего собирания и осознания красоты, особенно в связи с личным трудом. Именно в процессе труда и создается возможность реального осознания ребенка творимой и созерцаемой красоты.

Информация о работе Эстетическое воспитание и художественное образование школьников