Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности эмоционального нравственного развития в старшем дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…….5
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………7
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику………………………………12
ВЫВОД ……………………………………………………………………27
2 .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ ………………………………….28
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………31
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание ………34
ВЫВОД…………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………41 
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..45
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам [19, с.79]. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.
Недифференцированность 
Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:
Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых рукавицах” и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.
Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка [24, с.134].
Причина неадекватной самооценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.
Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил неправильно, что не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.
Пример: Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в танцевальном кружке. На постоянные вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял движения лучше?» отвечает «Конечно, я». Подобный ответ взрослого не удовлетворяет, и он терпеливо объясняет мальчику, что повторять «Я лучше всех» некрасиво. Когда в очередной раз взрослый после занятий спрашивает: «Кто сегодня танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон». И тут же торопливо добавляет: «Это я из скромности…»[33,c.218].
Психологические исследования установили:
- дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценку;
- у детей, выделяющих свое 
Я через сферу отношений, 
- дети, имеющий разный статус, положение в группе, по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети чаще всего себя переоценивают;
- дети с высокой самооценкой 
в группе чувствуют себя 
Н.Т. Колесник [10] выделяет следующие типы самооценки:
- заниженная адекватная – 
- средняя адекватная – 
- завышенная адекватная – 
Так как самооценка ребенка формируется в общении со значимыми другими выделим этапы развития навыков общения ребенка со взрослым и сверстниками.
На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.
На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учёт действий и воздействий партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений [17].
Ребёнок жадно стремиться стать 
объектом интереса и оценки своих 
товарищей, стремиться утвердиться 
в своих лучших качествах, у него 
возникает потребность в 
К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Он стремиться к сотрудничеству через игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.
Практически в каждой группе детского 
сада разворачивается сложная и 
порой драматическая картина 
межличностных отношений детей. 
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, 
обижаются, ревнуют. Все эти отношения 
остро переживаются участниками 
и несут массу разнообразных 
эмоций. Эмоциональная напряженность 
и конфликтность в сфере 
Опыт первых отношений со сверстниками 
является тем фундаментом, на котором 
строится дальнейшее развитие личности 
ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет 
характер отношения человека к себе, 
к другим, к миру в целом. Определить 
появления нарушений 
- Нарушение, какой либо сферы 
личности, психики ребёнка всегда 
оказывает негативное 
- Нарушение - проявляется в поведении, 
его можно опознать при 
- Психические нарушения 
- Психические нарушения 
- Нарушения психики и личности 
часто приводят к 
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость – скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
- Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого 
с целью подчеркнуть своё 
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- необходимость овладения 
Проявления выраженной склонности к агрессивности:
- высокая частота агрессивных 
действий – в течение часа 
наблюдений такие дети 
- преобладание прямой 
- наличие враждебных 
Среди психологических особенностей, 
провоцирующих агрессивное 
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе.
Всех агрессивных детей 
Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:
- игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;
- отказ в чём-то нужном и желанном;
- неуважительное отношение со стороны других;
- успех и превосходство 
Характерной особенностью обидчивых 
детей является яркая установка 
на оценочное отношение к себе 
и постоянное ожидание положительной 
оценки, отсутствие которой воспринимается 
как отрицание себя. Всё это 
приносит ребёнку острые болезненные 
переживания и препятствует нормальному 
развитию личности. Поэтому повышенную 
обидчивость можно 
Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.
Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи.
Особенности поведения застенчивых детей:
- избирательность в контактах 
с людьми: предпочтение общения 
с близкими и хорошо знакомыми 
и отказ или затруднения в 
общении с посторонними людьми, 
что вызывает эмоциональный 
- повышенная чувствительность 
к оценке взрослого. Удача 
- дисгармония в общей 
Стеснительность является следствием 
несформированности социальной компетентности. 
Её коррекция заключается в 
Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации.
Чем сильнее эмоциональное 
Демонстративность как устойчивая личностная особенность.
Информация о работе Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста