Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является изучение особенностей эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности эмоционального нравственного развития в старшем дошкольном возрасте;
3. Рассмотреть условия воспитания эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстнику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…….5
1.2. Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте……………………………………………………………………7
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально-положительного отношения к сверстнику………………………………12
ВЫВОД ……………………………………………………………………27
2 .ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ ………………………………….28
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………31
2.3. Упражнения на эмоционально-нравственное воспитание ………34
ВЫВОД…………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

курсовик нестерова.docx

— 86.65 Кб (Скачать документ)

Это имеет огромное значение для  дальнейшего развития личности, сознательного  усвоения норм поведения, следования положительным  образцам [19, с.79]. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как  оценку своей личности в целом, поэтому  использование порицаний и замечаний  при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном  случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у  ребенка как результат частого  неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание  этого неуспеха взрослыми или  другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины  появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и  т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди  сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых  рукавицах” и т.п.; чрезмерная сензитивность  к внешним оценкам, исходящим  от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой  переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют  своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка [24, с.134].

Причина неадекватной самооценки состоит  в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в  целом. Для него признать то, что  он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил неправильно, что не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько  сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Пример: Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в танцевальном кружке. На постоянные вопросы взрослого: «Кто сегодня  выполнял движения лучше?» отвечает «Конечно, я». Подобный ответ взрослого  не удовлетворяет, и он терпеливо  объясняет мальчику, что повторять  «Я лучше всех» некрасиво. Когда в очередной раз взрослый после занятий спрашивает: «Кто сегодня танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон». И тут же торопливо добавляет: «Это я из скромности…»[33,c.218].

Психологические исследования установили:

- дети, выделяющие свое Я через  деятельность, завышают самооценку;

- у детей, выделяющих свое  Я через сферу отношений, самооценка  чащ занижена;

- дети, имеющий разный статус, положение  в группе, по разному оценивают  себя. «Непопулярные» дети чаще  всего себя переоценивают;

- дети с высокой самооценкой  в группе чувствуют себя увереннее,  активнее проявляют свои интересы  и ставят перед собой более  высокие цели. [5, c. 218].

Н.Т. Колесник [10] выделяет следующие типы самооценки:

- заниженная адекватная – неадекватная,

- средняя адекватная – неадекватная,

- завышенная адекватная – неадекватная.

Так как самооценка ребенка формируется  в общении со значимыми другими выделим этапы развития навыков общения ребенка со взрослым и сверстниками.

На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребёнка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учёт действий и воздействий партнёра. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от достижений [17].

Ребёнок жадно стремиться стать  объектом интереса и оценки своих  товарищей, стремиться утвердиться  в своих лучших качествах, у него возникает потребность в признании  и уважении ровесника.

К 6-7 годам дошкольник начинает переживать себя в качестве социального индивида, появляется «внутренняя позиция». Он стремиться к сотрудничеству через  игры с правилами, что способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения. не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте закрепляется негативное отношение  к другим, формируется устойчивое агрессивное поведение.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и  порой драматическая картина  межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения  остро переживаются участниками  и несут массу разнообразных  эмоций. Эмоциональная напряженность  и конфликтность в сфере детских  отношений значительно выше, чем  в сфере общения с взрослым [30; 31].

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором  строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной  сферы можно по следующим признакам:

- Нарушение, какой либо сферы  личности, психики ребёнка всегда  оказывает негативное воздействие  на другие сферы, в результате  чего те деградируют, либо замедляют  своё развитие.

- Нарушение - проявляется в поведении,  его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство,  проявляющиеся не в критические  возрастные периоды. 

- Психические нарушения приводят  к социальной дезадаптации: к  сужению круга людей, с которыми  ребёнок может нормально взаимодействовать. 

- Психические нарушения оказываются  барьером на пути воспитательных  воздействий. Задача устранения  нарушений оказывается первичной,  по отношению к собственно  воспитанию.

- Нарушения психики и личности  часто приводят к психосоматическим  заболеваниям [23, с. 377].

Эмоциональное неблагополучие, связанное  с затруднениями в общении, может  приводить к различным типам поведения.

- Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость – скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

- Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.

Среди причин, провоцирующих  агрессивность детей, выделяются следующие:

- привлечение к себе внимания  сверстников; 

- ущемление достоинств другого  с целью подчеркнуть своё превосходство; 

- защита и месть; 

- стремление быть главным; 

- необходимость овладения желанным  предметом. 

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

- высокая частота агрессивных  действий – в течение часа  наблюдений такие дети демонстрируют  не менее четырёх актов, направленных  на причинение вреда сверстникам; 

- преобладание прямой физической  агрессии;

- наличие враждебных агрессивных  действий, направленных не на  достижение какой-либо цели, а  на физическую боль или страдание  сверстников [30].

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку.

Главной отличительной чертой агрессивных  детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе.

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие:

- игнорирование партнёра, недостаточное  внимание с его стороны; 

- отказ в чём-то нужном и  желанном;

- неуважительное отношение со  стороны других;

- успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.

Характерной особенностью обидчивых  детей является яркая установка  на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной  оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это  приносит ребёнку острые болезненные  переживания и препятствует нормальному  развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных  отношений.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом  плане они бывают похожи.

Особенности поведения  застенчивых детей:

- избирательность в контактах  с людьми: предпочтение общения  с близкими и хорошо знакомыми  и отказ или затруднения в  общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности,  напряжении; страх любых публичных  выступлений; 

- повышенная чувствительность  к оценке взрослого. Удача вдохновляет  и успокаивает, малейшее замечание  вызывает новый всплеск робости  и смущения;

- дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет  высокую общую самооценку, а с  другой – сомневается в положительном  отношении к себе других людей,  особенно незнакомых [30].

Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение  другого человека.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность  возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним  миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные  стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Информация о работе Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста