Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

     В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной  школы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. 3. Состояние экологического  воспитания младших  школьников на  современном этапе.

     Мы  рассмотрели статьи журнала «Начальная школа», которые отражают поиск решения  проблемы экологического воспитания младших  школьников.

     А. Р. Саркисян говорит о том, что экологическое образование в начальной школе становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике, так как это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле; дает определение экологическому образованию младших школьников, содержание, задачи, куда входит: обучение, воспитание, развитие; утверждает, что экологическое образование должно начинаться с раннего детства, так как в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы; приводит примерную тематику занятий для внеклассной и внешкольной работы всех классов начальной школы. (№12, с.46, 2006)

     Ф. С. Гайнуллова, Р. Н. Шикова показывают межпредметную связь экологического воспитания и математики, предлагают текстовые задачи, которые имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств, они утверждают, что использование текстовых задач на уроках не только математики, но и ознакомления с окружающим миром усиливает предметные связи, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала, предусмотренного программам, а так же помогает предупредить разрыв теоретических и практических знаний. Решение задач, в которых речь идет о производстве, природе и сохранении ее богатства, об экологических проблемах и путях их решения, скажется позитивно не только на усвоении изучаемых знаний, но и на формировании положительных эмоций и качеств личности подрастающего поколения. Авторы статьи предлагают для усиления экологического аспекта провести дополнительную работу над задачей, специальные вопросы. Решение подобных задач формирует у школьников чувство ответственности за сохранение и восстановление природных ресурсов; делают большой акцент на то, что именно систематическое использование задач с экологическим содержанием способствует лучшему усвоению знаний, расширяет кругозор школьников, помогает осознанию учащимися необходимости бережного отношения к природе. (№ 10, с.36, 2007)

     П. И. Агаларова предлагает в ходе освоения учащимися начальной школы основ экологических знаний использовать новые формы организации учебной деятельности; нетрадиционные формы непрерывного экологического образования. Автор вместе с исследователями обращает внимание педагогов на возможность использования в учебно-воспитательном процессе такой формы образования учащихся, как соревновательная экологическая игра, дают определение экологической игре, ставят цели (проверить уровень полученных знаний, стимулировать самостоятельное изучение материала, развивать коммуникабельность, логическое мышление). По мнению Агаларовой, в игре проблема «человек – природа» преображается в проблему «личность – мир», преодолевается разрыв представлений о взаимоотношении этих понятий, достигается приближение к истинному предназначению образования. Таким образом, автор, утверждает, что в ходе соревновательной экологической игры отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики учащихся. (№12, с.68, 2007)

     Т.П. Богданец предлагает методику изучения свойств льда в экологическом аспекте свести к нескольким основным тезисам рассматривать выявленное свойство в связи с его возможным влиянием на те или иные стороны жизни организмов; категорически отказаться от объяснительно-иллюстративного метода, мотивируя исследовательскую деятельность учащихся проблемными вопросами; наблюдать механизм влияния и его последствия на конкретных примерах с участием натуральных объектов; побуждать учащихся к объяснительным умозаключениям и выводам (фактически к формулировке гипотезы), поиску дополнительных подтверждений, выдвинутых предположений и выводов (фактически подтверждению выдвинутой гипотезы). На занятии дети проводят исследования, которые позволяют им ответить на многие вопросы и углубить свои знания о фенологических явлениях. Например, Откуда берется снег и при каких условиях это бывает? А лед? Выпадает ли он из облаков, как снег? Где и когда мы можем его найти? Где же есть вода, которая может подвергнуться действию низкой темпера туры и замерзнуть? Попробуем превратить воду в лед. Как она при этом изменится? Что произойдет? Что произойдет с организмами, если в них замерзнет вода? Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы учитель предлагает проделать опыты, которые позволяют провести наблюдения за природными явлениями не выходя из класса. В работе опирается на опыт учащихся, заставляет их думать, размышлять, наводящими вопросами подводит к нахождению правильных ответов. (№1, с.38, 2008)

     Т.Б. Кропочева говорит о том, что никакой урок в стенах кабинета не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к ее звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы и предлагает две экскурсии (в зимнее и осеннее время года), связанные с фенологическими наблюдениями за сезонными изменениями в природе. На осенней экскурсии знакомит учащихся с объектами живой и неживой природы и природными явлениями, совершенствует умение ориентироваться на местности, формирует понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, приспособленности растений к окружающей среде: осенняя окраска листьев, листопад, осеннее цветение растений, распространение плодов и семян, формирует понятия о разнообразии групп животных, приспособленности животных к окружающей среде: подготовка корма, впадение в спячку, миграции, подготовка жилища к зиме, отрабатывает приемы фиксации наблюдений, формирует общеучебное умение по обобщению и систематизации полученных во время экскурсии знаний. На зимней экскурсии учит определять свойства снега и его значение в живой природе, формирует представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой, учит определять древесные и кустарниковые растения по силуэту, плодам и почкам, определять животных зимой и узнавать следы некоторых из них, отрабатывать приемы фиксации наблюдений, формировать умение обобщать и систематизировать знания, полученные во время экскурсии. Что повышает экологическую культуру младших школьников. (№5, с.43, 2008)

     И. В. Базулина в совей статье предлагает проведение нетрадиционных занятий и уроков по экологическому воспитанию. Она указывает на то, что процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Основываясь на идеи Г. Фрома, где все занятия проходят на улице круглый год, независимо от погодных условий, учителя стали вводить в практику уроки-занятия под открытым небом. Приводит фрагменты осенних и зимних занятий.

     Таким образом, проанализировав статьи, мы пришли к выводу, что решением данной проблемы занимается каждый второй учитель начальных классов, используя нетрадиционные методы воспитания и обучения. 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по 1 главе.

     В результате рассмотрения 1 главы мы раскрыли понятие экологического воспитания. Экологическое воспитание – это формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

     Рассмотрели решение проблемы экологического воспитания в ретроспективе. Многие педагоги – натуралисты развили и обобщили воспитательную ценность общения ребенка с природой, создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

     Проанализировали  состояние экологического воспитания младших школьников на современном этапе, мы пришли к выводу, что интеграция учебных предметов и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природном и социальном окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, а также способности к причинно-следственному анализу фактов и явлений окружающей действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методические условия экологического воспитания младших школьников. 

     Целью данной главы является:

  • анализ программы А. А. Плешакова по курсу "Мир вокруг нас" и методических пособий по данному курсу;
  • изучение опыта работы учителей начальной школы г. Орла по экологическому воспитанию младших школьников.
 

     2.1 Анализ программы  А. А. Плешакова  по курсу «Мир  вокруг нас» и  методических пособий  по данному курсу. 

     В своей работе по теме «Проблемы экологического воспитания младших школьников» мы проанализировали программу, учебники и учебные пособия под руководством А. А. Плешакова.

     Основополагающими принципами концепции учебно-методического  комплекта «Школа России» авторский  коллектив под руководством А.А. Плешакова) является эколого- и ражданско-ориентированное образование учащихся. Учебный модуль «окружающий мир» представлен в УМК «Школа России» программой интегрированного курса «Мир вокруг нас» (А.А. Плешаков), в котором Россия предстает как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане — одновременно и как жители земли, и как часть человечества, как участники мирового развития.

     Основная  цель данной статьи – привлечь молодых  специалистов к комплекту учебников  «Мир вокруг нас» для начальной школы (курс «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков), выпущенному издательством «Просвещение».

            Этот комплект  появился в школе  в 1992-1993 учебном году и сразу  привлёк к себе внимание всех  учителей. Учебный курс «Окружающий  мир» объединил две образовательные  области – естествознание и  обществознание.

          Ведущая направленность курса  – экологическая, которая определена  особой актуальностью экологического  образования в современных условиях. Ведь не секрет, что  экологические  проблемы в России продолжают  углубляться, и наша страна  решает экологические и социальные задачи в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

     Цель  курса — воспитание гуманного, творческого, активного человека, уважительно  и бережно относящегося к среде  своего обитания, к природному и  культурному достоянию человечества.

          К числу важнейших задач курса  относятся воспитание любви к  своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта этически  обоснованного поведения в природной  и социальной среде, развитие  интереса к познанию самого  себя и окружающего мира.

         В учебнике для первого класса  еще не выделяются и не структурируются  в самостоятельные разделы программы  те или иные предметные области  действительности. Ребенок в этом  возрасте – первооткрыватель  мира и его интересует все.  С помощью вопросов, сгруппированных в учебнике по темам («Что и кто?», «Как, откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?») первоклассники учатся задавать вопросы об окружающее мире и искать в доступной им форме ответы на них. Им помогают в этом герои учебника: любознательный муравьишка Вопросик, который учится вместе с детьми в первом классе, и Мудрая Черепаха, которая приходит на уроки, чтобы помочь учиться муравью и ребятам. Учебник для первого класса одноразовый. В нем дети рисуют, раскрашивают, соединяют линиями, наклеивают, дописывают выводы. Это развивает творчество и прививает интерес к предмету. В учебнике много иллюстраций (около 80%), что соответствует гигиеническим требованиям и возрастным особенностям обучающихся.

             В курсе 2 класса выделяется  несколько содержательных линий, которые выделены в учебниках (1 и 2 части) в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия». Вместе с новыми героями учебника: папы, мамы, Сережи, Нади, попугая Ильи и собаки Рыжика второклассники знакомятся с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные виды собак и т.д. Важно, что в каждом тексте ключевые слова и выводы выделены жирным шрифтом. Это помогает детям при подготовке к уроку. Весьма продуманным является помещение в начале изучения каждой темы задания «Вспомни», которые опираются на знания и жизненный опыт  учеников. Особого внимания заслуживают статьи под рубрикой «Для любознательных», которые расширяют кругозор детей, решают вопрос индивидуализации обучения. Задания из рубрики «Подумай» развивают логическое мышление, речь, что способствует общему развитию обучающихся. Задания в учебниках и тетрадях  для 2 класса предусматривают работу с атласом – определителем «От земли до неба» (автор А.А.Плешаков). Дети учатся работать с дополнительной литературой.

            В 3 классе в начале учебного  года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о  природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.. Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». Название данной темы нацеливает учителя и детей не просто на изучение представителей живой природы – растений и животных, а на развитие определенного отношения к ним, связанного с осознанием их неповторимости, ценности и стремлением их сберечь. Причем в названии не случайно появляются слова «удивительный мир» применительно к растениям и животным. Если при формировании у учащихся отношения к воздуху, воде мы можем обращаться, прежде всего, к непосредственной жизненной значимости последних для человека (без воздуха не прожить и несколько минут, без воды – несколько дней), то ценность растений и животных не столь очевидна. Нам же важно распространить доброе отношение ребенка на все живое. Вот почему на первый план в данной теме авторы выносят категорию удивительного.

          Удивление и восхищение ребенка  вызывается раскрытием необыкновенного  многообразия растений и животных, особенностями их размножения  и поведения, совершенством приспособления  к среде обитания, теснейшими экологическими связями между разными видами и группами живых существ, наконец, красоту их форм, окраски, движения. Убеждение, что вокруг нас не просто растения и животные, а именно удивительный мир растений и животных, - вот главная опора авторов в формировании бережного отношения к ним при изучении данного раздела.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников