Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по творчеству.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного  возраста в современной психологии и педагогике

1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5

1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12

Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников

2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23

2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29

 

    Введение

 

      Проблема  человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития  одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творчество как научная проблема изучается в педагогике и психологии давно и считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования. Становление творческих качеств начинается в дошкольном детстве. Из исследований Л.С. Выготского [ 1 ], Д.Б. Эльконина [ 2 ], Л.И. Божович [ 3]   следует, что   период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности – игры, драматизации, и, следовательно, для развития творческих качеств личности.

     Дошкольный  возраст дает прекрасные возможности  для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

       Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Объект  исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).

     Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.

      Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи

  • уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
  • изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.

     Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.

 

      Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного  возраста в современной психологии и педагогике 

        1.1Сущность  понятия «детское  творчество»

      Уже давно ученые пытались разгадать  загадку творчества. Первыми объектами  изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над научаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

      Одним из важнейших факторов творческого  развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. 

      К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.

      Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

     В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале  искусства и всевозможных детских  игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

     Детское творчество основано на подражании, которое  служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

       С. Д. Рубинштейн определял  творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства …

     А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового преодоление стереотипов и шаблонов.

     Ученые  – педагоги также неоднозначно подходят к определению понятия «творчество». Например, в педагогическом словаре это понятие трактуется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью [4 стр.54].

     Интересен подход к определению понятия  «творчество» В.И.Андреева, который говорит, что это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью [5 стр.50].

     Обилие  разнообразных определений подтверждает тот факт, что творчество — сложный и многогранный объект исследования. Формулируя новое его толкование, авторы стремятся более точно осветить сущность этого вида человеческой деятельности.

     Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

     Во - первых способности, какие бы они не  были, от природы не даются, их надо развивать. Ведущей формой детского развития является творческое развитие. Источник целостного развития ребенка - его творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.

     В педагогической науке под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.(6 Педагогика, №9, 2007 стр 116).

     Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое  – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

       Творческие способности – это  индивидуальные особенности качеств  человека, которые определяют успешность  выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

     В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для  успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

       Из всего выше сказанного можно  сделать вывод, что дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности  для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

     Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. К универсальным чертам творческой личности, как учёных, так и писателей и архитекторов, Ф. Бэррен относит целый ряд как когнитивных факторов,  так и личностных. Среди когнитивных способностей это: наблюдательность, способность видеть вещи привычно, но с необычной стороны, стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают; независимость в суждениях, готовность прилагать усилия ради нового знания, высокие умственные способности и хорошая память, умение удерживать в голове множество идей и сопоставлять их. Из личностных характеристик также отмечается повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам, богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний. Творческий человек им не сопротивляется, допускает в своё сознание самые «запретные» побуждения. Он одновременно и примитивнее, и утонченнее среднего человека, более здравомыслящ и сумасброден, у него больший диапазон. Реакций, как разрушительных, так и созидательных [7 стр. 174]

     Многие  психологи связывают способности  к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [8 стр. 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

       Дивергентный способ мышления  лежит в основе творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

       1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

       2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

       3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников