Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29
Содержание:
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность
понятия «детское творчество»...................
1.2.Особенности
проявления творчества у детей дошкольного
возраста......................
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование
творческих способностей детей дошкольного
возраста......................
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творчество как научная проблема изучается в педагогике и психологии давно и считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования. Становление творческих качеств начинается в дошкольном детстве. Из исследований Л.С. Выготского [ 1 ], Д.Б. Эльконина [ 2 ], Л.И. Божович [ 3] следует, что период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности – игры, драматизации, и, следовательно, для развития творческих качеств личности.
Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей.
Глава 1. Проблема творчества
и творческих способностей
детей дошкольного
возраста в современной
психологии и педагогике
1.1Сущность понятия «детское творчество»
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над научаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества.
Поэтому
целесообразно проводить
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
С. Д. Рубинштейн определял творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства …
А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового преодоление стереотипов и шаблонов.
Ученые
– педагоги также неоднозначно подходят
к определению понятия «
Интересен подход к определению понятия «творчество» В.И.Андреева, который говорит, что это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью [5 стр.50].
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Во - первых способности, какие бы они не были, от природы не даются, их надо развивать. Ведущей формой детского развития является творческое развитие. Источник целостного развития ребенка - его творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.
В педагогической науке под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.(6 Педагогика, №9, 2007 стр 116).
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие способности – это
индивидуальные особенности
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
Из всего выше сказанного
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. К универсальным чертам творческой личности, как учёных, так и писателей и архитекторов, Ф. Бэррен относит целый ряд как когнитивных факторов, так и личностных. Среди когнитивных способностей это: наблюдательность, способность видеть вещи привычно, но с необычной стороны, стремление выразить ту истину, которую другие обычно не замечают; независимость в суждениях, готовность прилагать усилия ради нового знания, высокие умственные способности и хорошая память, умение удерживать в голове множество идей и сопоставлять их. Из личностных характеристик также отмечается повышенная чувствительность к своим подсознательным мотивам, фантазиям, импульсам, богатство внутреннего мира, дающее богатство внутренних переживаний. Творческий человек им не сопротивляется, допускает в своё сознание самые «запретные» побуждения. Он одновременно и примитивнее, и утонченнее среднего человека, более здравомыслящ и сумасброден, у него больший диапазон. Реакций, как разрушительных, так и созидательных [7 стр. 174]
Многие
психологи связывают
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников