Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:14, реферат
Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики.
Введение………………………………………………………… 3
§ 1 Инновационная деятельность……………………………... 5
§ 2 Инновационная деятельность учителя……………………. 11
Заключение……………………………………………………… 20
Список использованной литературы………………………….. 22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный социально-
Кафедра
педагогики
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Инновационные процессы в образовании»
ТЕМА:
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
Выполнила: магистрант 1 курса
Института иностранных языков
Ремесникова Алена игоревна
Волгоград
2011
Содержание
Введение………………………………………………………… | 3 |
§
1 Инновационная деятельность………… |
5 |
§ 2 Инновационная деятельность учителя……………………. | 11 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список использованной литературы………………………….. | 22 |
Введение
Учитель,
воспитатель всегда были центральными
фигурами в образовании. Необходимые
изменения в образовании не могут
происходить, если педагоги не будут
стремиться совершенствовать свою профессиональную
деятельность. Время и усилия, которые
требуются, чтобы новые идеи и
новые способы образования
В условиях реформирования образования в стране инновационный процесс приобрел массовый характер.
В
педагогической науке инновационная
деятельность понимается как целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная
на осмыслении собственного педагогического
опыта при помощи сравнения и
изучения, изменения и развития учебно-воспитательного
процесса с целью достижения более
высоких результатов, получения
нового знания, внедрения качественно
иной педагогической практики. Инновационная
педагогическая деятельность может
осуществляться как в рамках традиционной
массовой школы, так и в учреждениях
нового вида - гимназиях, лицеях. Ведущей
формой инновационной деятельности
выступает опытно-
Если
педагогу, работающему в традиционной
системе, достаточно владеть педагогической
техникой, т.е. системой обучающих умений,
позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную
деятельность на профессиональном уровне
и добиваться более или менее
успешного обучения, то для перехода
в инновационный режим
Данная тема актуальна, так как кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации. Современное противоречивое развитие общества требует переосмысления роли и места модернизации в системе отечественного образования и в реализации инновационных подходов.
В данном реферате были поставленные следующие цели и задачи:
Цель
– описать понятие «
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
§ 1 Инновационная деятельность.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Различают несколько видов инноваций:
Таким образом, педагогическая инноватика является частью социальных инноваций. Специфичность инноваций в образовании проявляется в том, что инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Следует более подробно рассмотреть в общем типы и виды инноваций:
Технологические - новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет)
Методические - новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
Организационные - освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц (вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах)
Экономические - инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании.
Социальные - формы активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики, системы профессиональной подготовки повышения квалификации работников, системы вознаграждения и оценки результатов труда, улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; повышение уровня образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности.
Юридические - новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений.
Так же инновации бывают:
Внутрипредметные - инновации, реализующие внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.
Общеметодические - переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.
Административные - внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе (разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность).
Идеологические - решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций.
Педагогические инновации направлены на совершенствование содержания образования, изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий. Так же на создание системы работы с одаренными детьми, совершенствование системы управления и информатизацию образовательного процесса.
Для
полного и точного
Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.
Управленческая
структура предполагает взаимодействие
четырёх видов управленческих действий:
планирование - организация - руководство
- контроль. Как правило, инновационный
процесс в школе планируется
в виде концепции новой школы
или - наиболее полно - в виде программы
развития школы, затем организуются
деятельность коллектива школы по реализации
этой программы и контроль над
её результатами. Особое внимание следует
обратить на то, что инновационный
процесс в какой-то момент может
быть стихийным (неуправляемым) и существовать
за счёт внутренней саморегуляции (то
есть всех элементов приведённой
структуры как бы нет; могут быть
самоорганизация, саморегулирование,
самоконтроль). Однако отсутствие управления
такой сложной системой, как инновационный
процесс в школе, быстро приведёт
к его затуханию. Поэтому наличие
управленческой структуры является
стабилизирующим и
Инновации
в сфере образования направлены
на формирование личности, ее способности
к научно-технической и
Каждая
педагогическая эпоха породила свое
поколение технологий. Первое поколение
образовательных технологий представляло
собой традиционные методики; технологиями
второго и третьего поколений
были модульно-блочные и цельно-