Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1.  Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I.  Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
           1.1.Особенности  социализации детей младшего школьного возраста  в        образовательном учреждении………………………………………….8
            1.2. Типология игр  как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
           1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
           Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
          2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
           2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
          2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
             Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55
У детей психологически не 
готовых к школе, как правило, 
отмечается отсутствие своевременно сформированных 
соответствующих качеств и 
Отсутствие или 
Социализация – это 
процесс усвоения и активного 
воспроизводства индивидом 
В-четвёртых, именно в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Именно в коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти две сферы социальных отношений («ребенок – взрослый» и «ребенок – дети») взаимодействуют друг с другом через иерархические связи [4,с.125]. В.С.Мухина [17] отмечает, что в сфере «ребенок – взрослый» и «ребенок – родители» возникают новые отношения «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье [12, с. 45].
Е.Е.Сапогова отмечает, что 
особенности учебной 
В-пятых, осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Это психическое новообразование у детей младшего школьного возраста является не только основой их успешного обучения, но и основой для формирования коммуникативных способностей, которые направлены на социальную адаптацию детей к школьной общественно значимой жизни и в целом к жизни в социуме.
В учебной деятельности младших школьников больше всего привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем и - в значительно меньшей степени – познавательная сторона. Но в исследованиях В. В. Давыдова [7] обнаружено, что в экспериментальном обучении, когда внимание ребенка обращается на происхождение, смысл и суть явлений, познавательный компонент выступает более ярко. Это значит, что для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности. В формировании учебной деятельности важное место занимает вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем. Одна из закономерностей формирования учебной деятельности состоит в том, что весь процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности, и дети втягиваются в их активное осуществление
В-шестых, у детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств [1]. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка, определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как школьнику. Освоение основных норм человеческого общения, правил поведения в школе способствует успешной социальной адаптации детей младшего школьного возраста. В этом возрасте важно заложить основы формирования таких личностных качеств как контактность, эмпатичность и доброжелательность.
В-седьмых, отмечена ещё одна важная особенность младших школьников, которая позволяет эффективно решать проблему формирования коммуникативных способностей. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения [8].
Таким образом особенностью социализации детей младшего школьного возраста является процесс формирования коммуникативных способностей учащихся в образовательном учреждении. Вообще поведение детей психологически не готовых к школе, как правило, характеризуется неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, конфликтуют. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного. Отсутствие или непредрасположенность к формированию необходимых качеств личности затрудняют процесс формирования коммуникативных способностей, а, следовательно, и социализации младших школьников
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
Для того чтобы социализация 
детей в системе школьного 
образования проходила 
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников
Анализ психолого-
Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
1.Развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. Коммуникативную: освоение диалектики общения;
3. По самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
4.Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5.Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6.Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо - культурных ценностей;
8. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [2].
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры.
Результативность 
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей [15].
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
- функция социализации.
Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
- функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
- функция самореализации ребенка 
в игре как «полигоне человеческой практики». 
Игра позволяет, с одной стороны, построить 
и проверить проект снятия конкретных 
жизненных затруднений в практике ребенка, 
с другой -  выявить недостатки опыта. 
- коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
- терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» [14c.124].
- функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- развлекательная функция игры, 
пожалуй, одна из основных ее функций. 
Игра стратегически -  только организованное 
культурное пространство развлечений 
ребенка, в котором он идет от развлечения 
к развитию. 
Место и роль игровой технологии в учебном 
процессе, сочетание элементов игры и 
учения во многом зависят от понимания 
учителем функций и классификации педагогических 
игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать 
педагогические игры по нескольким принципам: 
- деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностически е,профориентационные, психотехнические и другие.
3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
 4. По предметной области 
выделяют игры по всем школьным циклам.  
 По игровой среде, которая в значительной 
степени определяет специфику игровой 
технологии: различают игры с предметами 
и без них, настольные, комнатные, уличные, 
на местности, компьютерные, с различными 
средствами передвижения.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры- роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры- правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников